Пак да. Пак да будет отличаться от прежних бомбардировщиков Как будет выглядеть пак да

Предпологаемый облик ПАК ДА / Изображение: ic.pics.livejournal.com

Разрабатываемые в России перспективный дальний бомбардировщик будет отличаться от самолетов прежних поколений, считают эксперты The National Interest. Самолет получит футуристический облик, гиперзвуковые ракеты и станет незаметен для радаров.

«ПАК ДА будет оснащен самым современным электронным оборудованием - в том числе радаром, системами навигации, связи и радиоэлектронной борьбы»

Предполагается, что новый дальний ракетоносец будет выполнен по схеме "летающее крыло" - как его американский коллега B-2 Spirit. Такая компоновка обеспечивает малую заметность самолета для радаров, работающих на длинных волнах. ПАК ДА будет оснащен самым современным электронным оборудованием - в том числе радаром, системами навигации, связи и радиоэлектронной борьбы.

А вот прицел ПАК ДА может и не понадобиться, поскольку основным оружием бомбардировщика станут гиперзвуковые ракеты дальнего радиуса действия. "Главным в комплексе будет ракета с дальностью до семи тысяч километров. Она сама будет решать, когда, куда, с какой скоростью и на какой высоте лететь. Самолет станет только средством доставки в зону пуска", - рассказал главнокомандующий Воздушно-космическими силами России генерал-полковник Виктор Бондарев. Помимо стратегических ракет, самолет вооружат высокоточным оружием.

Создание двигателей для бомбардировщика поручено самарскому заводу "Кузнецов", за основу взят двухконтурный турбореактивный НК-32, которым оснащается ракетоносец .

Размеры ПАК ДА будут довольно велики, пишет военный обозреватель NI Дейв Маджумдар. Максимальная взлетная масса составит 110 тонн (у B-2 171 тонна, у Ту-160 - 275, причем 148 тонн составляет масса топлива). В техзадании российских ВВС для разработчики обозначена дальность действия 12500 километров, масса полезной нагрузки 30 тонн. B-2 Spirit может поднять в воздух до 22 тонн бомб и ракет, Ту-160 - 41).

В перспективе новый бомбардировщик заменит существующий парк Дальней авиации России: бомбардировщики , ракетоносцы и Ту-160.

"Работы по ПАК ДА идут и темпы нас устраивают. Задача стоит поднять в небо опытный образец в 2021 году, но если все пойдет, как сейчас, то он взлетит и раньше, - сообщил журналистам Виктор Бондарев". Материал опубликовала "Российская газета" в статье .


Техническая справка

Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА ) — российский стратегический бомбардировщик-ракетоносец нового поколения, разрабатываемый компанией «Туполев». Проект не является развитием или модернизацией уже существующих машин, а представляет собой принципиально новый летательный аппарат, выполненный в рамках концепции "летающее крыло".


Работы по проработке концепции изделия начались в 2009 году, первый полет предполагается осуществить в 2019, принятие на вооружение - к 2025 году. В будущем ПАК ДА должен заменить стоящие на вооружении российских ВВС самолёты дальней (стратегической) авиации Ту-95 и Ту-160, и частично взять на себя функции Ту-22М3.


В августе 2009 года между Минобороны России и компанией «Туполев» был подписан контракт на проведение НИОКР по созданию ПАК ДА сроком на 3 года. По заявлениям генерального конструктора компании «Туполев» Игоря Шевчука, «научно-исследовательские работы надо рассматривать как создание некоего научно-технического задела по данной тематике. Это не только и не столько военная тематика, сколько проработка вопросов аэродинамики, прочности, новых материалов и технологий».

Технический проект нового бомбардировщика должен быть полностью завершён к 2015 году.

В августе 2012 г. было объявлено, что аванпроект ПАК ДА уже завершён и утвержден, начинаются опытно-конструкторские работы по нему. Проект самолёта был утверждён в марте 2013 года.

При рассмотрении предэскизного проекта среди концепций, разработанных коллективами ЦАГИ и "Туполева", предпочтение было отдано разработке КБ "Туполева". Самолёт выполнен по схеме «летающее крыло». Значительный размах крыльев и особенности конструкции не позволят самолёту преодолеть скорость звука, вместе с тем будет обеспечена пониженная заметность для радаров.

В апреле 2014 года стало известно, что конструкторское бюро имени Туполева завершило этап предэскизного проектирования перспективного авиационного комплекса дальней авиации.

В июне 2014 года появились сведения о предполагаемом разработчике двигательной установки нового ракетоносца. Новый двигатель должен быть создан самарской двигателестроительной фирмой "Кузнецов", которая выиграла конкурс на соответствующую работу. Двигатель будет создан с использованием технологий газогенератора двигателя НК-32. Предположительно, речь идет о проекте двигателя НК-65.

Прототип двигателя для ПАК ДА на испытательном стенде ОАО "Кузнецов" / Фото: www.kuznetsov-motors.ru


Основные требования к комплексу

По словам командующего дальней авиацией ВВС России Анатолия Жихарева, речь идёт о принципиально новом самолёте с прицельно-навигационным комплексом. Такой самолёт должен быть способен применять все существующие и перспективные виды оружия, должен быть оснащён новейшими системами связи и радиоэлектронной борьбы, а также обладать малой заметностью.

Некоторые эксперты предполагают следующие лётно-технические характеристики ПАК ДА:

Двигатели ОАО "Кузнецов"
ТТХ самолета :
Масса, кг
около 125000
Масса топлива, кг
до 50000
Масса полезной нагрузки, т
не менее 30
Дальность действия, км 12500
Радиус действия (с дозаправкой), км 6000-9000
Скорость максимальная, М:
1.5-2 - оценка, сверхзвуковой вариант;
0.88 - оценка, дозвуковой вариант
Скорость крейсерская, М более 1 - оценка, сверхзвуковой вариант
Вооружение:

перспективные гиперзвуковые ракеты;
КРБД типа Х-101 и подобные перспективные образцы;

высокоточные УАБ и КР малой дальности, в т.ч. противорадиллокационные (для прорыва ПВО противника);

свободнопадающие бомбы;

воздушный носитель оперативно-стратегического РУК (разведывательно-ударный комплекс

На самолете будут использоваться ракеты "воздух-воздух" и "воздух-поверхность" большой дальности. По состоянию на август 2013 г. часть ракет такого класса разработки корпорации ТРВ для вооружения ПАК ДА уже готовы.

Техническая справка



НК-32 (изделие «Р») - двухконтурный турбореактивный трехвальный двигатель с общей форсажной камерой (ТРДДФ), разработанный на Куйбышевском моторном заводе под руководством Н. Д. Кузнецова. Является одним из самых крупных и мощных авиационных двигателей в мире.

НК-32 / Фото: www.krasnayazvezda.com

Компрессор имеет трёхступенчатый вентилятор, пять ступеней среднего давления и семь ступеней высокого давления. Лопатки компрессора изготовлены из титана, стали и (в каскаде высокого давления) никелевого сплава. Камера сгорания кольцевая многофорсуночная.

Турбина имеет одну ступень высокого давления (диаметр около 1 м, температура горения 1575 К) с охлаждаемыми монокристаллическими лопатками, одну ступень среднего давления и две — низкого давления. Сопло двигателя регулируемое, автомодельное.

Система управления электрическая, с гидромеханическим дублированием. В настоящее время используется на стратегических бомбардировщиках-ракетоносцах Ту-160. Двигатель также был установлен на «летающей лаборатории» Ту-144ЛЛ. Разработка началась в 1977 году.

Серийное производство с 1983 года, настоящее время серийно не производится, однако еще выпускается микропартиями по несколько штук в год. Разговоры о восстановлении производства идут уже более 10 лет, но видимых результатов они не приносят.

В 2015 году ОАО «Кузнецов» (бывший завод «Моторостроитель», Самара) планирует передать министерству обороны первый двигатель НК-32, выпущенный на новом производственном оборудовании с использованием новых технологий.

В 2016 году завод планирует выпустить 4-5 таких двигателей, предназначенных для оснащения стратегического бомбардировщика Ту-160, в период до 2020—2030 годов российским военным будет поставлено несколько десятков НК-32. Сам двигатель НК-32 так и не был подвергнут существенной модернизации. Изменения запланированы в электронных системах НК-32, которым уже более 30 лет.



Тактико-технические показатели
Тип ТРДДФ
Годы эксплуатации с 1983 года
Применение Ту-160, Ту-144ЛЛ
Год создания 1977 год
Производитель Куйбышевский моторный завод
Годы производства 1983-1991, 2017-2020
Массогабаритные характеристики:
Полная масса, кг 3650
Длина, мм 7453
Диаметр, мм 1785
Рабочие характеристики:
тяга, кгс 14000
Тяга на форсаже, кгс 25000
Компрессор масса 365 кг, трехступенчатый вентилятор, 5 ступеней среднего, 7 - высокого давления
Турбина одна ступень высокого давления, одна среднего давления и две низкого давления
Температура турбины, °C 1302
Камера сгорания многофорсуночная кольцевая
Степень повышения давления 26,8
Управление электронное, с гидромеханическим дублированием
Удельный расход топлива, кг/кгс·ч 0,72
Степень двухконтурности 1,4
Удельная тяга, кгс/кг 6,85


МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ , Станислав Закарян
www.сайт
12

Ту-95МС, Ту-160 и Ту-22М3, в стране полным ходом готовятся возобновить серийное производство Ту-160М2 и проектируют перспективный ракетоносец, призванный стать новой вехой в славной истории "дальников".

День Дальней авиации

Был учрежден в 1999 году по приказу главнокомандующего Военно-воздушными силами РФ Анатолия Корнукова. 23 декабря 1914 года указом императора Николая II было утверждено постановление Военного совета о формировании первой эскадры тяжелых бомбардировщиков "Илья Муромец". Дальняя авиация ВВС РФ входит в состав Воздушно-космических сил (ВКС) РФ, является стратегическим резервом Верховного главнокомандования и одной из трех (наряду с РВСН и морскими стратегическими силами) компонент стратегических ядерных сил России.

Продолжение

Секретный проект

Проработка концепции "изделия 80" - так конструкторы называют стратегический бомбардировщик-ракетоносец нового поколения - началась еще в 2009 году. Спустя восемь лет проект уже обрел вполне зримые очертания, которые, правда, тщательно скрывают от посторонних глаз. Принципиально новый летательный аппарат не является модернизацией Ту-160, подчеркивают в Минобороны.

Что же известно про перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА)? Во-первых, этот самолет будет дозвуковым. Во-вторых, скорее всего, он будет создан по схеме "летающее крыло", когда у самолета нет традиционного фюзеляжа с хвостовым оперением. В-третьих, по словам заместителя министра обороны РФ Юрия Борисова, первый полет новый бомбардировщик может совершить уже в 2025 или 2026 году и пойти в серию в 2028 или 2029 году.

Он же говорил о том, что ПАК ДА может быть представлен публике уже в 2018 году. Ранее предполагалось, что самолет начнет поступать в войска в 2023–2025 годах, а первые испытательные полеты намечались на 2019–2020 годы.

Создание перспективного бомбардировщика было сдвинуто в связи с планами возобновить серийный выпуск Ту-160 в модернизированном варианте Ту-160М2. При этом, заверял ранее Борисов, работы над ПАК ДА останавливаться не будут.

Пока неизвестно, сколько составляет максимальная дальность нового самолета или масса его полезной нагрузки. Источник ТАСС в российской оборонке рассказал , что в компании "Туполев" уже создан полноразмерный макет ПАК ДА из дерева, а также несколько меньших макетов из композиционных материалов. Генеральный конструктор - вице-президент по инновациям Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Сергей Коротков рассказывал ТАСС, что создана и цифровая модель самолета.

В новом бомбардировщике будут максимально применяться технологии снижения радиолокационной заметности ("стелс"). В частности, в его конструкции будут использованы радиопоглощающие материалы, а все оружие будет размещаться внутри самолета.

Также ПАК ДА планируется оснастить новейшими отечественными средствами РЭБ (радиоэлектронная борьба - прим. ТАСС), не имеющими мировых аналогов по эффективности

источник ТАСС в оборонке

Первый этап опытно-конструкторских работ по новому стратегическому бомбардировщику был завершен в 2016 году, сейчас промышленность переходит ко второму этапу: разработке рабочей конструкторской документации и далее - изготовлению опытных образцов самолета. "Контракт на выполнение работ по этому этапу подписан военными с ОАК. Первый опытный образец предполагается изготовить в начале 2020-х годов", - сообщал источник агентства в оборонно-промышленном комплексе.

Одна из главных задач, поставленных военным ведомством создателям ПАК ДА, заключается в том, чтобы новый самолет выполнял функции всех трех нынешних ракетоносцев (Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3) и при этом стоил дешевле Ту-160.

Снижению стоимости разработки, производства и эксплуатации ПАК ДА отчасти будет способствовать то, что этот самолет будет дозвуковым. Это, по данным источников ТАСС, никак не повлияет на его боевую эффективность: наличие высокоточных крылатых ракет большой дальности позволит наносить удары без входа в зону ПВО противника и не использовать сверхзвуковые режимы. Также дозвуковой самолет проще и дешевле готовить к полету, он расходует меньше топлива.

Об экономии при создании бомбардировщика нового поколения говорил и замминистра обороны Юрий Борисов. По его словам, новые стратегические бомбардировщики Ту-160М2 и разрабатываемый ПАК ДА должны быть максимально унифицированы по радиоэлектронному оборудованию. Также военные постараются сэкономить на подготовке производства.

По словам Борисова, перед промышленностью поставлена задача повторно использовать оборудование, применяемое при производстве Ту-160М2, чтобы дважды не платить за подготовку выпуска самолетов и разработку.

Бортовое радиоэлектронное оборудование, которое мы планируем на Ту-160М2, максимально должно перекочевать на ПАК ДА. Естественно, корпус самолета и двигатели будут другие, но там, где можно унифицировать и сэкономить на подготовке, мы будем делать это с целью удешевления этих проектов

Юрий Борисов

заместитель министра обороны РФ

Он отмечал, что ПАК ДА должен будет как можно дольше барражировать, находиться на дежурстве в воздухе, а также работать с "практически любых" аэродромов. При этом от бомбардировщика требуется хорошая грузоподъемность, чтобы он мог нести как можно больше вооружения, а требования к скорости полета "уже не так актуальны", рассказал Борисов. Замминистра связал это с совершенствованием ракет, которые становятся дальше и быстрее, а в скором будущем станут гиперзвуковыми.

Двойник "Белого лебедя"

Минобороны России сообщило о решении возобновить производство стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160 в варианте Ту-160М2 в 2015 году. По словам Борисова, он будет представлять собой практически новый самолет - в 2,5 раза превосходящий по эффективности предшественника. В то же время внешний вид обновленного "Белого лебедя" будет таким же изящным и узнаваемым, как и у его старшего "брата", созданного в советское время.

В планах Минобороны стоит восстановление производства стратегического бомбардировщика Ту-160. Речь идет не о восстановлении один в один, потому что Ту-160, который сегодня мы имеем на вооружении, это самолет разработки 80-х годов, который, к счастью, по своим летно-техническим характеристикам перешагнул время. Он на сегодня имеет самые лучшие характеристики. Самолет, о котором мы ведем речь, он, наверное, будет называться Ту-160М2 и будет практически новым самолетом

Юрий Борисов

замминистра обороны РФ

Возобновить производство самолета на Казанском авиационном заводе им. С.П. Горбунова (филиал ПАО "Туполев") практически с нуля непросто, отмечают специалисты. Тем не менее изготовление ряда элементов стратегического бомбардировщика началось уже в 2016 году, и к 2017 году была завершена оцифровка конструкторской документации.

Серийное производство Ту-160М2 может начаться в 2020 или 2021 году, сообщал Борисов. "Я бы пока не предвосхищал события, но мы серьезно ориентируемся на срок серийного производства - 2020 или 2021 год", - сказал он.

Первый полет новой модификации бомбардировщика Ту-160 может состояться в 2018 году. ВКС России планировали приобрести не менее 50 таких машин.

Не остались в стороне и поставщики комплектующих для нового самолета. В ходе модернизации Ту-160 концерн "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ) создаст новые вычислительные и бортовые системы, средства контроля, бесплатформенную инерциальную навигационную систему, комплекс радиоэлектронной борьбы, топливомерно-расходомерные системы, а также системы управления вооружением.

В концерне отметили, что борт нового Ту-160М2 будет выполнен с элементами интегрированной модульной авионики, которая потом будет использована и для ПАК ДА. Разработку бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) для Ту-160М2 обещали завершить к 2020 году.

В этом году Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК, входит в Ростех) начала стендовые испытания двигателя НК-32 серии 02 для модернизированного стратегического бомбардировщика Ту-160М2 на самарском ПАО "Кузнецов". За счет модернизации ряда узлов НК-32 серии 02 стал более экономичным. А 16 ноября 2017 года на Казанском авиационном заводе состоялась церемония выкатки первого опытного образца стратегического бомбардировщика Ту-160, построенного после возобновления производства самолетов этого типа. Как пояснили в пресс-службе предприятия, образец был построен на основе имеющегося на заводе технологического задела.

Он достраивался в том числе для решения задач воспроизводства Ту-160 в новом облике: восстановления технологии окончательной сборки, проверки отдельных новых технологических решений, отработки новых авиадвигателей с улучшенными характеристиками. Вылет судна запланирован на февраль 2018 года

пресс-служба Казанского авиационного завода

Испытанные небом

Крылатое трио Дальней авиации России известно на весь мир. Турбовинтовые "Медведи" Ту-95МС, "Белые лебеди" Ту-160 и средние бомбардировщики Ту-22М3 в ходе сирийской кампании подтвердили заслуженное звание высокоэффективного и грозного средства сдерживания любого неприятеля.

Ту-22 является первым в мире тяжелым самолетом с крылом изменяемой стреловидности. Его серийное производство началось в 1969 году и продолжалось до 1993-го. За это время было произведено почти 500 таких машин. В процессе производства самолет неоднократно дорабатывался для достижения требуемой скорости и дальности полета. На вооружение был принят вариант Ту-22М2, в 1980-е годы его сменил Ту-22М3 с более мощными и экономичными двигателями. Благодаря устройству для автоматического поддержания высоты самолет способен совершать полет вблизи поверхности Земли, на высоте 40–60 м. Его дальность полета не подразумевает межконтинентальную, но Ту-22М3 может применять ядерное оружие.

Ту-160 - стратегический ракетоносец, самый большой в мире самолет с крылом изменяемой стреловидности. Он был создан в ответ на появление в США межконтинентального бомбардировщика В-1. По сравнению с американским соперником Ту-160 получил электродистанционную систему управления, руль направления в виде цельноповоротной верхней части киля, поворотный "гребень", улучшающий обтекание в зоне сочленения подвижной и неподвижной части крыла. Центральная балка этого самолета длиной 12,4 м и шириной 2,1 м, являющаяся основным силовым элементом конструкции, выполнена из титана по уникальной технологии. Максимальная дальность полета "Белого лебедя" - почти 14 тыс. км.

Всего с 1984 по 2007 год было произведено 29 серийных самолетов. На сегодняшний день в боевом составе ВКС РФ находятся 16 единиц. Все они будут модернизированы.

Ту-95 носит звание одного из самых заслуженных самолетов страны, серийное производство его было налажено еще в 1956 году. Это первый и единственный турбовинтовой военный самолет со стреловидным крылом, гроза холодной войны, знаменитый "Медведь" (Bear) по классификации НАТО. До 1958 года он производился в варианте обычного бомбардировщика, затем - ракетоносца.

Современные ракетоносцы Ту-95МС вместе с Ту-160 входят в состав стратегических ядерных сил страны наряду с наземными ракетными комплексами и подводными лодками. Ресурс "Медведей" будет максимально продлеваться до тех пор, пока в строй не вступит ПАК ДА.

Анна Юдина

Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА), призванный заменить дальний Ту-22М3 и стратегические Ту-160 и Ту-95МС, стал жертвой ведомственных амбиций и закулисной борьбы . Не успев совершить свой первый полет, он поменял «родителей», перейдя от КБ «Туполев» к департаменту Объединенной авиастроительной корпорации.

Первым о планах создания новейшего бомбардировщика сообщил в 2008-м генерал-полковник Александр Зелин, тогда главнокомандующий Военно-воздушными силами России. Правда, он не уточнил, какое конструкторское бюро возглавит проект. В следующем году руководство КБ Туполева на авиасалоне «МАКС» заявило о заключении контракта с Минобороны на научно-исследовательскую работу по проекту, получившему название ПАК ДА. В начале прошлого года стало известно, что новый самолет будет дозвуковым «летающим крылом», примерно как американский бомбардировщик В-2 «Спирит».

Безотцовщина

В феврале нынешнего года директор Департамента авиационной промышленности Минпромторга РФ Андрей Богинский рассказал, что военное ведомство, наконец, подписало контракт с КБ Туполева на разработку перспективного авиационного комплекса дальней авиации. По словам директора, финансирование проекта было начато еще в 2013-м и бомбардировщик включен в Госпрограмму вооружения на 2016–2025 годы.

Но в самом конструкторском бюро газете «Военно-промышленный курьер» пояснили, что деньги поступили только в конце прошлого года. Из-за задержек финансирования разработчики не смогли весной 2013-го заказать научно-производственному предприятию «Звезда» проектирование катапультных кресел, средств спасения и снаряжения для экипажа.

Сотрудникам бюро не совсем понятна ситуация с самим «Туполевым», так как, по некоторым данным, КБ подлежит скорому переформированию: ближе к лету оно покинет Москву и переедет в Татарстан. Там на базе Казанского авиационного производственного объединения имени С. П. Горбунова сейчас разворачивается основа нового объединенного конструкторского бюро – инженерно-технологический центр, куда вольется туполевское КБ. В связи с административными перетрясками судьба стратегического бомбардировщика, на который ВВС возлагают большие надежды, теперь теряется в тумане.

Много споров у специалистов вызвало решение создавать не сверхзвуковую, а дозвуковую машину по схеме «летающее крыло» . Проектировщики объясняли это такими соображениями. Поскольку ПАК ДА должен заменить не только стратегические Ту-160 и Ту-95, но и дальние Ту-22М3, то есть практически всю ударную воздушную мощь России, новому комплексу требуется хотя бы минимально соответствовать летным характеристикам, в том числе и Ту-22.

«У дозвукового самолета легче обеспечить большую дальность полета и время патрулирования. Не секрет, что Ту-95 держится в воздухе гораздо дольше, чем сверхзвуковой Ту-160. Парк самолетов-заправщиков ВВС недостаточно большой, а заморских баз у России нет. Поэтому во главу угла выходит не скорость, а дальность полета и масса перевозимых авиационных средств поражения », – сказал независимый военный эксперт, один из авторов книги «Новая армия России» Антон Лавров.

Он отметил, что сейчас дальность полета крылатых ракет авиационного базирования доходит до трех – пяти тысяч километров и у стратегических бомбардировщиков больше нет необходимости прорывать эшелонированное ПВО противника, чтобы поразить цели. В то же время идею сделать ПАК ДА более скоростным поддерживал оборонный вице-премьер Дмитрий Рогозин. Весной прошлого года он заявил, что самолет может быть даже гиперзвуковым. Его высказывания специалистов не воодушевили.

«Работы по проекту начались еще в 1995 году, когда ВВС заказали ряд научно-исследовательских работ военному институту, ЦАГИ и КБ Туполева. Со стороны КБ ВВС были предложены три варианта машины, включая один, разработанный создателем Ту-160 Валентином Близнюком. Он предложил многорежимный самолет относительно малой массы, но при сохранении стратегической дальности полета. Однако ЦАГИ поддержал дозвуковой вариант, поскольку по расчетам этого института такой вариант представлялся наиболее оптимальным », – рассказал еженедельнику «ВПК» инженер-авиастроитель, участник работ.

По его словам, в 2003 году КБ Туполева завершило выполнение научно-исследовательской работы и было готово выйти на защиту аванпроекта, но из-за прекращения финансирования со стороны Минобороны разработка ПАК ДА прервалась. Ее продолжили только в 2008 году после возобновления финансирования и проведения соответствующего конкурса, который выиграло КБ Туполева.

«В итоге защита состоялась в 2012-м, а еще через год был заключен контракт на проведение опытно-конструкторских работ. Но почему-то не с КБ Туполева, получившим положительное заключение по аванпроекту, а с ОАК », – сообщил инженер-авиастроитель. Сейчас КБ, только начавшее готовить эскизный проект ПАК ДА, оказалось фактически отодвинутым от работ.

«В конце прошлого года на перспективный авиационный комплекс выделили порядка девяти миллиардов рублей, но до КБ дошел только один миллиард. Остальные деньги остались в ОАК. В январе нынешнего на совещании руководство ОАК объявило о создании в структуре корпорации нового департамента во главе с первым заместителем гендиректора «Туполева» Сергеем Богатиковым, который и будет вести все работы. Руководство ОАК решило привлечь к проектированию ПАК ДА специалистов-авиастроителей из корпорации «Иркут». «Туполев» будет выполнять только вспомогательные работы, передав всю документацию в новый департамент », – поделился с «ВПК» на условиях анонимности представитель КБ, знакомый с ситуацией.

Также собеседник издания пояснил, что вся кооперация по новой машине будет организована только в рамках предприятий, входящих в Объединенную авиастроительную корпорацию, с минимальным привлечением сторонних соисполнителей.

«Конечно, решение забрать разработку ПАК ДА у «Туполева» и отдать кооперативу ОАК – «Иркут» беспрецедентно для авиастроительной отрасли. Но руководство ОАК понять можно. Сейчас «иркутяне» ведут работы по самолету Як-242 (он же МС-21), который должен летать на «черном» крыле », – проинформировал «ВПК» высокопоставленный представитель авиационной отрасли. «Черное» – это принятое у авиастроителей сленговое название крыла, построенного из композитных углепластиковых элементов, для получения которых могут быть использованы специальные волокна из каменноугольных песков.

«Полностью композитных крыльев пока ни у нас, ни у иностранных авиастроителей нет. В местах максимальной нагруженности все равно используются дюралевые конструкции », – заметил собеседник газеты. По его словам, первый Як-242 все же будет с крылом из обычных сплавов. С композитным перспективный пассажирский авиалайнер, по планам авиастроителей, поднимется в воздух не раньше 2018 года.

«В выбранной конструкции ПАК ДА необходимо применить «черное» крыло. Поэтому «Иркуту» будет легко одновременно вести работы по двум машинам, проводя необходимые исследования и нарабатывая опыт », – добавил он. С этим решением не согласны в Конструкторском бюро Туполева. С 50-х годов фирма была ведущим разработчиком и создателем тяжелых и стратегических бомбардировщиков. Монополию «Туполева» смогли ненадолго подвинуть только самолеты 3М Владимира Мясищева, и даже знаменитый сверхзвуковой Т-4 «Сухого» так и не стал серийной машиной.

«В КБ сложился уникальный коллектив «прочнистов», «аэродинамиков» и других специалистов, имеющих опыт проектирования тяжелых бомбардировщиков. Ничего подобного в других КБ нет. Научить специалистов создавать авиационный комплекс за пару лет не получится. Если КБ Туполева понадобится не менее 8–10 лет, то другим КБ – вдвое больше, если вообще получится », – высказал свое мнение инженер-авиастроитель.

По словам собеседника, десятилетний провал в финансировании работ может негативно сказаться на состоянии дальней авиации. Важно успеть восполнить парк до списания стремительно стареющих машин. Поэтому сейчас нужна не технически прорывная машина, а простой и легкий в производстве летательный аппарат.

«В отличие от композитных материалов алюминиевые сплавы хорошо отработаны и изучены. К примеру, в сотовых панелях зачастую образуется конденсат, который при замерзании приводит к разрушению конструкции. Поэтому для дешевого и легкого в производстве бомбардировщика выбор материалов с сохранением преимущественного использования в конструкции алюминиевых сплавов, очевидно, будет более оправданным », – отметил высокопоставленный источник в авиационной отрасли.

Отцы-командиры

Но на этом беды конструкторского бюро не заканчиваются. По словам нескольких собеседников, знакомых с ситуацией, 26 марта должно пройти собрание акционеров ОАО «Туполев», где будет принято решение о слиянии с Казанским авиационным производственным объединением имени С.П. Горбунова в единую научно-техническую структуру. Предполагается, что создаваемый с прошлого года в КАПО инженерно-технологический центр станет сердцем новой организации, а специалисты КБ, покинув комплекс зданий, находящихся на московской набережной имени академика Туполева, переедут в Казань.

«Даже если мы останемся на месте, с нами будут заключать новые трудовые договоры. Многие мои коллеги, да и, признаться, я сам опасаемся, что останемся без работы », – говорит «Военно-промышленному курьеру» сотрудник КБ. Пока руководство компании не огласило официальных планов по реорганизации «Туполева». Авиационные эксперты считают объединение «Туполева» и КАПО правильным и своевременным шагом.

«По линейке Ту-204 и Ту-214 «Туполев» так и не создал серийный самолет, нравящийся авиакомпаниям. Последний проект, который мог быть реализован c «нуля», – Ту-334, но и он так и не был выведен в «серию », – рассказал независимый авиационный эксперт Сергей Стариков. По его словам, авиакомпания «Ред Вингс», став первым заказчиком восьми Ту-214, часто сталкивалась с проблемами в их эксплуатации.

«У «Ред Вингс» при вводе в эксплуатацию лайнеров данного типа возникало множество претензий к качеству самолетов. К сожалению, они решались с трудом. Казанский завод не имел права вносить изменения в конструкторскую документацию. Приходилось все доработки согласовывать с «Туполевым», после чего передавать в КАПО. Малейший вопрос превращался в длительный процесс согласования, а каждый день простойки самолетов приносил авиакомпании убытки », – пояснил Стариков.

По мнению эксперта, такая ситуация сложилась из-за разрыва связей между конструкторским бюро и заводом. «К примеру, компании «Гражданские самолеты Сухого» и «Суперджет» с такими проблемами не сталкиваются, так как оперативно исправляют выявленные авиакомпаниями и пользователями недостатки », – подытожил Стариков.

За последние пять лет это уже не первое слияние авиапредприятий и конструкторских бюро в единый авиационно-технический комплекс. В 2010 году ОАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г. М. Бериева» было объединено с ОАО «Таганрогская авиация» (бывший Таганрогский авиационный завод им. Г.М. Димитрова). Процессу помогло то, что оба предприятия находятся в одном городе.

«Советский опыт авиастроения показывает, что одно конструкторское бюро может работать с несколькими авиазаводами. И на заводе могут одновременно строиться самолеты разных фирм. В той же Казани в 60–80-е годы в одном цехе строились сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22 и Ту-22М всех модификаций, а рядом собирались пассажирские дальнемагистральные Ил-62. «Ильюшин» работал и с казанским авиазаводом, и с ташкентским, где собирали транспортные Ил-76 », – напомнили «ВПК» на одном из предприятий.

Можно долго спорить, кто виноват в ситуации, сложившейся с разработкой перспективного авиационного комплекса дальней авиации. У Объединенной авиастроительной корпорации есть свои доводы и резоны, и они кажутся на первый взгляд обоснованными и логичными. С другой стороны, уникальное конструкторское бюро – единственный разработчик стратегических и дальних бомбардировщиков – осталось без своего «ребенка» и фактически выдавлено из проекта. Ждет «Туполева» и болезненная процедура объединения.

Даже при самом мягком варианте развития событий новый научно-технический комплекс, объединивший Конструкторское бюро Туполева и Казанское авиационное производственное объединение имени С.П. Горбунова, не сразу сможет включиться в работу. Остается только надеяться, что ведомственные игры и борьба за финансирование не сорвут важнейшую для безопасности России программу ПАК ДА.

Скоро ли доведётся нам подивиться превосходному созданию наших конструкторов, и перспективный авиационный комплекс дальней авиации приобретёт не модельные, а реальные очертания? Его предшественников уже демонстрируют на МАКС-2017 в городе Жуковском, хотя обещали их представление в 2018-м. Конечно, это ещё не тот всеми ожидаемый самолёт, но Ту-160М2 уже впечатлил публику по полной программе. Полёт ПАК ДА в виде первого испытательного экземпляра ожидается только в 2020 годах, но полюбоваться очертаниями "летающего крыла" можно уже теперь, рассмотрев модель, заодно и узнать мнение знатоков о качестве недавно утверждённых для нового комплекса двигателей тягой в 23 тс.

Двигатель

Так называемое "Изделие 80" разрабатывала целая корпорация, и теперь работа с эскизами завершена. Это номерное изделие является проектом двигателя, который понесёт перспективный авиационный комплекс дальней авиации, постоянный предмет разговоров и обсуждений широкой общественности, по большей части от авиации и конструкторских разработок далёкой. Однако волнует появление нового самолёта буквально всех. Наверное, мало людей в России, которые не ожидали бы нетерпеливо, когда же появится перспективный авиационный комплекс дальней авиации, и не следили бы за ходом работ в этом направлении.

Итак, Объединённая двигателестроительная корпорация уведомила общественность, что эскизный проект по данному двигателю принят, и группы конструкторов приступили к разработке рабочей документации этого замечательного самолёта. Заместитель министра обороны после принятия эскизного проекта уведомил прессу, что сроки полной готовности ПАК ДА немного отодвигаются. Впервые его планируют поднять в воздух только через семь-восемь лет, а серийное производство начнётся в 2029-м.

Описание

Стратегический ракетоносец, который разрабатывается КБ "Туполев" для защиты будущего нашей страны, перспективный авиационный комплекс дальней авиации будет иметь многие преимущества перед всеми существующими на сегодняшний день образцами военной авиации. Ему предстоит брать как можно больше оружия, а вместе с этим оставаться незаметным в небе и уметь пользоваться абсолютно любыми аэродромами.

По лётным характеристикам ПАК ДА - самолет, существенно превосходящий любые бомбардировщики, когда бы то ни было появлявшиеся на свет. Он дольше других сможет барражировать, дежуря в воздухе, взлетать и садиться в любых условиях, у него лучшая грузоподъёмность. А вот требования к скорости полёта даже заместитель министра Юрий Борисов не считает столь уж важными, поскольку авиационные средства поражения получили новые характеристики. Этот пункт его доклада буквально взбудоражил заинтересованную общественность.

Об особенностях нового бомбардировщика

Беседа происходила на куда Ю. Борисов прибыл с рабочим визитом. Повод для этого посещения замечательный - в Казани начали собирать первый обновлённый бомбардировщик Ту-160М2, который, по словам специалистов, является промежуточным звеном между существующей у нас дальней авиацией и тем, что будет из себя представлять перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА). Вот на этой встрече с работниками завода и прозвучала конкретная информация по поводу создания нового бомбардировщика.

Здесь ещё раз состоится применение новой технологии: наши специалисты научились варить титан, материал сверхпрочный и сверхлёгкий. Фюзеляжи всех Ту-160 изготавливались с использованием этого метода, который всё ещё дорабатывается. Если не научимся ещё лучше управляться с титаном, не видать нам такого летающего монстра, каким задуман перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА).

Внешний вид

Сама схема этого самолёта - летающее крыло - для российской авиации не является традиционной. Внешне наш ПАК ДА - Northrop B-2 Spirit, тоже тяжёлого и малозаметного стратегического бомбардировщика. Разница в том, что наша "летучая мышь" будет иметь титановый фюзеляж и огромное количество пластиковых (композитных) деталей. Так создавался пассажирский лайнер МС-21, и получилось очень хорошо. Впервые конструкция летательного аппарата предусмотрела создание удлиннённого крыла, которое выполнено из пластика - тоже сверхпрочного и сверхлёгкого. По сравнению с Boeing или Airbus, наш получается гораздо экономичнее.

Но вернёмся к ПАК ДА. Бомбардировщик имеет недоступные ранее аэродинамические возможности за счёт особенного фюзеляжа. подчеркнул, что в дальней авиации требования к самолётам очень быстро меняются. Уже не нужны сверхзвуковые скорости с выходом в ближний космос, потому что нет нужды прорыва эшелонированной обороны противника. Так умеет Ту-160 и отлично справится Ту-160М2. А вот стратегический бомбардировщий ПАК ДА будет дозвуковым, он не сможет развивать скорость большую, чем детище шестидесятых годов - Ту-95.

"Небесный тихоход"

Такому видению ситуации есть объяснение, и оно вполне резонно. Особенно в плане финансов. И действительно: сейчас ракеты стреляют быстрее, дальше, вот-вот будет достигнут гиперзвук. Зачем заставлять самолёт делать то, что ему в принципе делать не обязательно? Тем более что это необязательное выходит так дорого. Российский бомбардировщик ПАК ДА в эксплуатации будет буквально на порядок дешевле любой сверхзвуковой машины. Он не предназначен для того, чтобы прорываться с боями сквозь оборону, это воздушный арсенал, неспешно барражирующий в воздушном пространстве.

ПАК ДА ("Туполев") будет нести дальнобойные крылатые ракеты - абсолютно смертоносный их запас. Например, Х-555 и Х101, которые летят от трёх до пяти тысяч километров. А есть и ещё одна - новейшая, как говорят, превосходящая всё, что до неё было, но о которой конкретика пока под секретом. В истребительной авиации появилась та же самая тенденция относительно скоростных характеристик. Например, F-22 Raptor, он обладает исключительной манёвренностью и сверхзвуковой скоростью, но ни то, ни другое ему, скорее всего, не пригодится, поскольку не предполагается в современных военных действиях ближнего боя. Не пушки будут говорить, а ракеты, и входить в зону ПВО противника не нужно.

Когда?

Когда в промышленное производство пойдёт наш новый самолет ПАК ДА шестого поколения? В военном ведомстве уверены, что не так скоро, поскольку сначала на поток будет поставлен восстановленный Ту-160 в его новом облике. Это Ту-160М2, и перед авиапромышленностью стоит задача повторного в дальнейшем использования и технологических подходов, и оборудования, чтобы не платить два раза за разработку и производство. А информация о Ту-160М2 уже официально дана на МАКС-2017: производство начато, а на вооружение в ВС РФ он поступит в 2021 году. Планируемому на Ту-160М2 бортовому радиоэлектронному оборудованию нужно будет максимально перекочевать на стратегический бомбардировщик ПАК ДА. Только корпус и двигатели будут другими. Проект поэтому удешевляется насколько это возможно.

Американцы, разрабатывая свой бомбардировщик Next Generation Bomber в девяностых годах, конечной датой производства называют 2035 год. ПАК ДА начал разрабатываться в 2008-м, и стахановскими темпы его создания явно не будут. Во-первых, потому, что пока нет такой войны, где он был бы насущной необходимостью, а во-вторых, цена этого проекта поистине гигантская. Пока что её оценивают в тридцать пять миллиардов долларов. В США только на конструкторские работы потратили десять, а сколько придётся вложить в целом, даже приблизительно не знают. Поэтому и не спешат ни у нас, ни у них. И военные уверены, что пока не взлетит Next Generation Bomber, и наш ПАК ДА повременит с появлением.

Характеристики

Размеры нового бомбардировщика будут внушительными: взлётная масса на максимуме составит 110 тонн. К примеру, у Ту-160 этот параметр 275 тонн, из которых только топливо весит 148. Дальность действия ПАК ДА, обозначенная в техзадании, двенадцать с половиной тысяч километров, а масса полезной нагрузки тридцать тонн. Это мало. Ту-160 поднимает сорок одну тонну ракет и бомб, а вот B-2 Spirit - всего двадцать две.

Главнокомандующий ВКС РФ объяснил, что в данном комплексе будет главным не самолёт, а его оснащение. Комплекс понесёт ракеты с дальностью до семи тысяч километров, которые сами решают, куда, когда, на какой высоте и с какой скоростью лететь. Самолёт - только средство доставки в зону, где состоится пуск. Кроме того, ПАК ДА понесёт не только стратегические ракеты, но и другое оружие - высокоточное, а детали, касающиеся его характеристик, пока не разглашаются.

Знакомое и новое

Двигатели для нового бомбардировщика разрабатывались в Самаре компанией "Кузнецов". Базовым послужил двигатель НК-32, тот самый, что установлен на наших стратегических бомбардировщиках Ту-160. Приедприятия концерна КРЭТ уже разрабатывают авионику для ПАК ДА. По генеральному соглашению с авиастроителями создаётся унифицированный борт. В конструкторских работах КРЭТ тоже участвует.

Как уже говорилось, технологии будут применяться и опробованные, и совсем новые. Некоторые приборы и системы заимствуются из последних разработок, показавших самую высокую эффективность и надёжность. Совершенно новыми будут прицельная навигация во всём комплексе, средства связи, средства разведки, а также средства радиоэлектронной борьбы.

Говорят эксперты

Американские эксперты уверены, что новое в военной авиации России необходимо для того, пробы сохранять доминирование в ядерном отношении. В США уже есть на вооружении девятнадцать невидимых бомбардировщиков B-2 Spirit. И теперь слово за Россией - будут ли в 2025 году введены в эксплуатацию двенадцать ПАК ДА первой эскадрильи? Военный эксперт из Румынии Валентин Василеску уверен, что будут, но вполне возможно, что и раньше.

Далее эксперты НАТО обсуждали технические характеристики будущего российского бамбардировщика. Они знают, что, скорее всего, Россия сделает новый бомбардировщик похожим на американские B-2 Spirit, невидимые для радаров. обладают гораздо меньшим манёвром и имеют большую инерцию, а потому и двигатели ПАК ДА наверняка будут иметь большую тягу, тоже в точности так же, как это сделано на американских бомбардировщиках.

Предположения

Дизайн ПАК ДА был обсужден экспертами достаточно подробно и, пожалуй, слишком многословно. Главной мыслью явилось то, что в этом отношении Россия заимствовала концепцию из своего же истребителя пятого поколения - Т-50, а кабина будет выполнена в стиле "человека - компьютерного интерфейса" (концепция MMI). Это позволит поднять самолёт без вмешательства экипажа - автоматически.

В кабине должен быть цифровой дисплей Electronic System Flight Instrument с жидкокристаллическим цветным экраном для каждого из двух пилотов, что обеспечит функционирование электронного интерфейса в управлении полётом. Использование технологии "стелс" вносит некоторые ограничения в конструкцию самолёта. ПАК ДА будет летать ночью, значит, роль бортовых датчиков значительно повышается, а гиперзвуковая скорость ручное управление исключает. Вывод: бомбардировщик, может быть, и был бы хорош, но в России он хорошим не получится (они, верно, не в курсе, что не будет у ПАК ДА гиперзвуковой скорости).

Будут ли у ПАК ДА преимущества?

Эксперты не уверены, что будут. Корпус самолёта с особым покрытием потребует буквально в десять раз больше времени для обслуживания, чем обычные бомбардировщики. А главное - ПАК ДА не сможет получить преимущества перед авиационным комплексом радиообнаружения и наведения (AWACS).

Однако такие преимущества будут. ПАК ДА не имеет ни одной точки крепления или места для бомб и ракет под крыльями, и это сводит на нет все воздействия радаров. Полный арсенал оружия герметично упрятан. А на всём корпусе - специальное покрытие. Не увидят его радары.

Кроме того, даже у наших бомбардировщиков пятого поколения предусмотрен так называемый морской режим, и здесь у российских лётчиков есть преимущество, поскольку их опыт полётов в Арктике огромен. И с этим эксперты НАТО, подумав, согласились, вспомнив, как два Ту-160 (стратегические бомбардировщики) тринадцать часов летели без дозаправки из русского города Энгельса в Венесуэлу.

Поднятая недавно российскими и зарубежными СМИ шумиха вокруг «подробностей о двигателе ПАК ДА» имеет под собой вполне реальную основу – в нашей стране идет разработка перспективного авиационного двигателя для нового стратегического бомбардировщика, который сменит Ту-95МС в районе 2030 года. Что это за двигатель и что же скрывается под шифром «ПАК ДА»?

Разумеется, пока официальной информации о разработках крайне мало, и ее по крупицам можно собрать по специализированным авиафорумам и сайтам. Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) находится в процессе разработки с 2009 года, но проект несколько последних лет был фактически заморожен – приоритет в отрасли был смещен в пользу решения о запуске в производство Ту-160М2. Это сверхзвуковой ракетоносец должен стать ударной силой российской дальней авиации уже через 5-7 лет. Работа по Ту-160М2 подстегнула авиастроителей, позволила восстановить технологии, утраченные в годы разгула ельцинской, управляемой из США, анархии. Заодно возрождено на современном технологическом уровне производство двигателей НК-32 в новом варианте НК-32-02 (см. наш материал - ).

Теперь о другом перспективном двигателе, который до 2016 года фигурировал в специализированных СМИ и носил название НК-65. Этот самый НК-65 изначально звучал в связке с проектом ПАК ДА. Даже сообщалось о начале испытаний двигателя в районе 2015-2016 годов. Имелась информация о том, что создание НК-65 должно было привести к созданию новой линейки авиационных двигателей тягой от 18 до 30 тонн. Параллельно с прекращением публикации сообщений о развитии НК-65 в 2016 году была озвучена информация о разработке «нового двигателя ПД-30, являющегося модернизацией НК-65». Согласно неофициальным данным, новый силовой агрегат должен был иметь тягу на взлете 22-29 тонн и крейсерскую – около 6 тонн с расходом топлива 0,535 кг/кгс ч. На высоте 11 километров перспективный двигатель должен был обеспечивать крейсерскую скорость некоего тяжелого перспективного самолета в районе 809 км/ч. Таким самолетом и может быть разрабатываемый ПАК ДА. Однако в 2018 году разработка двигателя для будущего российского стратегического бомбардировщика получила еще одно обозначение «Изделие 80»…

Что же будет в итоге? Как уже известно, облик перспективного дальнего «бомбера» (ПАК ДА) сейчас определен как малозаметный дозвуковой самолет, способный находится в воздухе длительное время и быть готовым к нанесению ударов новыми ракетам большой дальности. Это замена Ту-95МС, производство которых завершилось в 1992 году с началом «либеральных реформ» в России. Ту-95МС сейчас в России модернизируются, и обновленные машины этого типа прослужат еще 10-15 лет. Уникальные характеристики обеспечивают «девяносто пятому» возможность находится на боевом дежурстве до 42 часов. Но самолет этот, рано или поздно, уйдет в историю, насколько он не был бы замечательным. ПАК ДА, идущий ему на смену, как раз находится в начале своего пути.