Известные логотипы написанные каллиграфическим почерком. Создание каллиграфического логотипа - SkillsUp - удобный каталог уроков по дизайну, компьютерной графике, уроки фотошопа, Photoshop lessons

Каллиграфический логотип – условный термин, он не определяет всей широты спектра знаков и графических надписей, при построении которых используются живые, рукописные приемы. Это может быть непосредственно каллиграфия, как написание от руки чего-то нового, так и дизайнерская обработка уже существующих форм. Главный их признак – отличие от знаков, при помощи наборного, геометрического подхода. Чаще всего это оживление привычных буквенных форм, создание из них целостного, запоминаемого образа.

В истории немало примеров абстрагирования знака до буквы. Так, скажем, из древнего знака быка получился финикийский Алеф, затем греческая Альфа, и, наконец, латинская и кириллическая А. Много и обратных случаев - когда через надпись передаются идея и понятие. Как тут не вспомнить Хризму или буквы ρω (Рωμα) на византийских монетах Боспора, выстраивающихся в знак якоря - символ церкви. История каллиграфического логотипа – древняя и начинается во времена формирования культурной и религиозной базы цивилизации.

Палеограф Людвиг Траубе в своем труде Nomina sacra, Versuch einer Geschichte der christlichen Kurzüng (1907) представил строго последовательную в хронологическом отношении историю сокращений и написания сакральных имен и понятий, которые восходят к еврейской тетраграмме. Слова Οεοζ, Deos, Бог пишутся в греческой, латинской и церковно-славянской традиции сокращенно. А в те времена именно святые слова было необходимо художнику превратить в запоминаемый символ, а не бренды, как сейчас. Важные слова как бы «схлопываются», и получается филологически и графически цельный образ, помеченный иногда титлом (знаком сокращения). Возникают лигатуры и монограммы, которые могут считаться началом каллиграфического логотипа.

Есть неизменные правила соединения букв, применяемые в вязи и в других типах надписей в разных языках и традициях. Их использовали средневековые художники, использует и современный дизайнер. Они выше времени и пространства. Достаточно сравнить, скажем, личный экслибрис деятеля русского раскола, священноинока Досифея, в котором в полной мере проявился талант плетения слов, с леттерингом Buasrlerng современного нидерландского арт-деятеля Нильса Мюльмана (Niels “Shoe” Meulman). Последний использует на современном этапе те же узнаваемые приемы вязи.

Кроме физического соединения и контакта букв важную роль в создании графического образа играет ритмика, рифмика линий. Повторяемость элементов, росчерков, акцентов заставляет зазвучать шрифтовую композицию даже с дополнительным невербальным подтекстом.

Дэн Коттон

Логотип в общем случае может включать совокупно или в отдельности два элемента: оригинальное начертание названия бренда и визуальный образ, знак. Комбинаторика подсказывает, что степеней «рукописности» логотипа может быть три. Первая – когда рукописной является только надпись. Эмоциональная каллиграфия Сергея Шапиро – пример того, как иной раз образный леттеринг составляет такое важное качество марки, как запоминаемость. В других случаях только знак является следом кисти или пера, а для надписи используются уже существующие шрифты. Тут вспоминается замечательный по простоте логотип ресторана Culinary Zen, выполненный франкфуртским дизайнером Огужаном Окаланом (Oguzhan Ocalan). Здесь мазок кисти символизирует тарелку и в то же время оживляет минималистичный дизайн. Наконец, в третьем случае надпись и знак выполнены одним приемом, как в логотипе для Дома Композитора (Олег Мацуев).

Можно систематизировать каллиграфические логотипы и по другому принципу – по подходам в использовании разных стилей письма. Тот или иной исторический почерк подбирается в контексте задачи. Безусловно, что логотип ресторана в готическом замке не может быть выполнен в духе византийского унциала. Удача при создании образа и «попадания» в маркетинговую цель зависит от выбора шрифта, каллиграфического приема и вкуса художника.

В выбранных стилистиках порой очень интересно пересекаются традиционализм и радикализм. Можно опираться на что-то очень программно-палеографическое – бастарда, каролингский минускул, римское квадратное письмо, копперплейт, скоропись, устав. А уже вариации на тему бывают очень прогрессивными, как, например, логотип Calligraffiti того же Нильса Мюльмана, давшего название целому направлению в современном граффити.

Декоративный шрифт больше связан с украшательством и росчерками неклассических форм, а также с применением фактур и других каллиграфических эффектов. Личный экспериментальный почерк используется для передачи экспрессии, где шероховатые приемы, неровности и случайности придают необходимый колорит дизайнерским решениям.

При создании логотипов бывает уместен рисованный шрифт на основе каллиграфических приемов. Например, в известном логотипе Chupa Chups, нарисованном Сальвадором Дали: здесь за выверенным контуром угадывается каллиграфическое мышление.

«Рукодельность» логотипа не становится архаизмом со временем. Наоборот, периодически возникает тенденция редизайнов в сторону каллиграфичности как контр-тренд геометричности.

© А. Чекаль

______________________________

Словарь терминов

Лигатура – знак любой системы письма или фонетической транскрипции, образованный путём соединения двух и более графем.

Экслибрис – книжный знак, наклеиваемый владельцами библиотек на книгу, преимущественно на внутреннюю сторону переплета. Разновидность экслибриса, оттиснутого на корешке или сторонке переплётной крышки книги, называется суперэкслибрисом . Обычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки владельца. Родиной экслибриса считают Германию, где он появился вскоре после изобретения книгопечатания.

Хризма – монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ) - Χ (хи) и Ρ (ро), скрещённых между собой.

Копперплейт (Copperplate) или английский круглый почерк, это стиль каллиграфического письма, при письме используется заостренное перо вместо плоского. Отличительная черта копперплэйта – толщина штриха определяется давлением и углом наклона пера по отношению к поверхности бумаги.

В рукописном логотипе не используются уже готовые гарнитуры шрифтов - написание от руки максимально индивидуально. Дизайнеру не нужно подбирать подходящий шрифт и адаптировать его к общему стилю. Создавая надпись с нуля, он создает логотип с идеальной эмоциональной окраской.

Конечно, для некоторых задач, рукописные логотипы не являются самым оптимальным вариантом. Но там где они уместны, опытный дизайнер может создать очень сильное решение.

Каллиграфический логотип выглядит простым и не перегруженным, но в то же время легко запоминающимся с ярко выраженным характером.

Рукописное начертание может использоваться как вместе со знаком, так и самостоятельно. В этой статье для нас максимально интересны чисто каллиграфические логотипы, в которых дизайнер решает задачу только с помощью шрифта.

Создание подобных логотипов считается высшим классом и его даже можно выделить в отдельную отрасль в логотипостроении.

Приведем несколько примеров, где покажем первоначальный набросок и конечный результат.

Geek by Claire Coullon

Harmony by Simon Ålander

Ink Butter by Alan Ariail

Mattrunks by Claire Coullon

Aha-ok by Sergey Shapiro

The Funtasty by Claire Coullon

Pixelo by Gert van Duinen

Thundersnow by Eamae

Scratch by Sergey Shapiro

The Vanity Cover by Sebastian Boros

Stoodeo by Sergey Shapiro

Discourage by Damian King

Get Dough by Nick Slater

Cutter by Nick Slater

Curves are Beautiful by Nick Slater

The Black Gold by Simon Ålander

PixelCamp by Claire Coullon

Serendipity by Garth Humbert

Method by Claire Coullon

Макеты, представленные здесь создаются в векторе. Вы можете использовать для этого программу Adobe Illustrator. В этом уроке вы увидите, как на практике применяются принципы типографики для создания каллиграфического логотипа.

1 шаг. Подбор шрифта для создания типографики

При создании креативного дизайна типографики, может использоваться любой шрифт. Основываясь уже на его чертах написания, будет основываться композиция. При составлении данной композиции желательно использовать шрифт, в котором имеются четкие вертикали букв с элементами плавных изгибов. Я остановила свой выбор на шрифте Black Chancery.

2 шаг. Составление композиции типографики

Собираем композицию построчно из слов. Основные слова крупнее и начинаются с заглавных букв.

3 шаг. Удаление неровных элементов в шрифте

Шрифт нужно всегда внимательно просматривать. Зачастую встречается куча неровностей. В данном случае, бросается в глаза, кривая точка у буквы “i”, которую необходимо заменить ровным кругом. Диаметр круга чуть больше ширины буквы. Но существуют и скрытые проблемы шрифта, такие как разная толщина букв, разные завитки и т.д. В этом шрифте они так же присутствуют, но если работу нужно сделать срочно и это не ломает композицию, их можно оставить. Затем я заменяю верхний завиток букв “h” и “k”.

4 шаг. Межбуквенное расстояние

Составляем композицию перетекания из одной буквы в другую. Играем с высотой их элементов. Между четко вертикальными буквами создаем плотное пространство. К верхней строке подбираем нижнюю и тд. “Com” для композиции вписывается с заглавной буквой. Остальную часть уменьшаем в размерах, так как слово не является основным. Оно закачивается ровно под словом “Shiku”.

5 шаг. Добавление связующих и композиционных элементов

На данном этапе работы, композиции можно принять различный вид и форм, добавив связующих элементов: завиток, линия и другие графические элементы. Безусловно, главным условием их добавления, является соответствие их формы с общей стилистикой шрифта. Я решила подчеркнуть горизонтальную линию в моей композиции. Для этого я добавляю плавные завитки.

6 шаг. Соединение элементов композиции с буквами

Подбираем, с какими буквами можно плавно соединить завитки. Так же я создала плавный переход между буквами “C” и “m”.

7 шаг. Доработка изгиба заглавных букв

Композиция уже сложилась, остается доделать более подходящий вид буквы “S” и “A”. Букву “S” необходимо уменьшить, но не потерять размер заглавной. В данном случае быстрее подобать изгиб инструментов кисть, а потом выровнять все неровности. Букву “A” вписываем под верхнюю букву “h”. Данный шаг подчеркнет оправданность место положения букв “k” и “t”. урок креативная типографика