Всем спасибо, все свободны. Самый большой космодром России

Год назад с нового российского космодрома Восточный был произведен первый пуск ракеты. Носитель «Союз-2.1а», стартовавший 28 апреля в 05:01 по московскому времени, вывел на околоземную орбиту спутники «Михайло Ломоносов», «Аист-2Д» и SamSat-218Д (последний из-за неисправности приемопередатчика превратился в космический мусор). С Восточным связаны большие надежды: он должен обеспечить России независимый доступ в космос. Об ожиданиях и реальности, связанных с новым космодромом, рассказывает .

Планы «Роскосмоса» крайне чувствительны к экономической ситуации в стране. Проект федеральной целевой программы «Развитие космодромов на период 2017-2025 годы в обеспечение космической деятельности России» подвергся секвестру: из бюджета вместо 750 миллиардов рублей будет выделено 500 миллиардов. Большая часть средств пойдет на развитие Восточного, в первую очередь - на возведение инфраструктуры для запусков тяжелой «Ангары».

После распада СССР космическая держава осталась без собственного космодрома, ведь Байконур отошел Казахстану. Была очевидна необходимость снизить зависимость от запусков из соседней страны, да и сэкономить не помешало бы - Байконур обходится РФ более чем в 100 млн долларов ежегодно! В ноябре 2007 года президент России подписал указ, согласно которому в стране должен появиться собственный космодром - «Восточный». Где находится этот уникальный объект, на каком этапе строительство, сколько средств уже потрачено на его возведение? Об этом и многом другом поговорим в данном материале.

История

Первоначально рассматривались два варианта расположения объекта - либо Хабаровский край, либо Амурская область. Космодром «Восточный» было решено строить в Амурской. Разумеется, главная причина — отсутствие серьезных затрат на инфраструктуру («Восточный» находится неподалеку от расформированного в 2007-м космодрома «Свободный»). К тому же этот регион отличается низкой сейсмичностью. Немаловажно и то, что, согласно расчетам, у ракет, запущенных с космодрома в Амурской области, будет абсолютно безопасная траектория - первая ступень будет падать на юге Якутии, который не заселен, а вторая - в Северном Ледовитом океане.

2010 год ознаменовался тем, что в честь начала работ в этом месте был заложен памятный знак. Спустя год началось техническое и эскизное проектирование. А уже в 2012-м - возведение первого стартового комплекса, которое было завершено весной 2016 года. Стоит сказать, что строительство сопровождалось громкими коррупционными скандалами, голодовками и забастовками рабочих, которым не выплачивали заработную плату. Но обо всем по порядку.

Общая информация

Общая площадь этого российского космодрома составляет порядка 700 квадратных километров. Решено, что станет жилым и административным центром космодрома «Восточный» город Циолковский, который строится на территории ЗАТО Углегорска.

Запланировано возведение десяти площадок - как технических, так и обеспечивающих. Кроме того, будет построен стартовый комплекс ракеты-носителя повышенной грузоподъемности. Появятся здесь аэродром, автомобильные и железные дороги, сразу два завода - кислородно-азотный и водородный.

Строительство «Восточного»

Теперь вы знаете, где находится космодром «Восточный». Предлагаем поговорить о том, как проходит его строительство. Работы по возведению объекта начались в 2012 году. Тогда здесь был вырыт котлован, заложены фундаменты некоторых зданий. В начале декабря началось возведение металлоконструкций, расширение ж/д станции «Ледяная». В сентябре 2013 года заместитель директора РФ Александр Бусыгин докладывал:

С декабря 2011 года по сегодняшнее время Спецстрой России выполнил значительный объем работ: вырублен лес, подготовлена площадка для строительства, для обеспечения всей работы по строительству космодрома построены временные дороги от объекта до объекта общей протяженностью почти 70 километров. Полностью закончены все земляные работы под основные сооружения космодрома: произведены выемка и перемещение грунта общим объемом более 7 миллионов кубометров. Организованы временные базы для размещения техники, построен и уже функционирует вахтовый поселок на 4,5 тысячи человек. Развернута вся инфраструктура временных зданий и сооружений — бетонные заводы, арматурные производства, дробильно-сортировочные хозяйства. В «тело» конструкций будущего космодрома уложено уже более 120 тысяч кубометров монолитного железобетона. Сегодня полным ходом идет возведение основных сооружений стартового и технического комплексов.

Весной 2014 года на космодроме «Восточный» был завершен начальный этап по электроснабжению, а уже к июлю на 96 % выполнены все бетонные работы. Тогда же началось возведение очистных сооружений. В 2015 году начался монтаж стартового оборудования для ракет-носителей и строительство целого комплекса хранения компонентов ракетного топлива. Началось и телекоммуникационное обеспечение космодрома. Отдельно следует сказать о железной дороге - к 14 маю было готово 100 километров путей от Транссиба к космодрому. В конце того же месяца на объекте открылась Всероссийская студенческая стройка. Студенческие отряды со всех уголков страны проходили серьезный отбор, на космодром попали лучшие из лучших! Более 100 молодых людей из ведущих вузов Томска, Казани, Курска, Амурской области предпочли учебному семестру строительный. Стоит отметить, что преподаватели к вынужденным прогулам своих студентов отнеслись с пониманием.

Первый этап строительства был завершен осенью 2016 года. Все объекты введены в эксплуатацию уже к концу того же года. Вторая очередь строительства началась во второй половине 2017-го. Планируется, что все работы будут завершены к 2021-му. В августе прошлого года Правительство Российской Федерации выделило Минстрою более двухсот миллионов рублей на проектно-изыскательские работы, которые позволят создать проект электроснабжения второй очереди строительства. Кстати, контролирует ход всех выполняемых работ и сдачу объектов министр обороны РФ Сергей Шойгу.

Космодром «Восточный»: фото проекта и его стоимость

Первые финансовые вложения были сделаны в 2011 году - тогда на строительно-монтажные работы было выделено 1,4 млрд рублей. На эти средства предполагалось возведение линий электропередач, железных и автомобильных дорог. На первый этап строительства был выделен 81 миллиард - для создания обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный». Рассчитаны средства были на срок до 2015 года. Еще 92 миллиарда было выделено на космические технологии.

Планируется, что на строительство всего объекта уйдет около трехсот миллиардов рублей. Уже утвержден бюджет возведения второй очереди космодрома на 2017-19 гг.: он составит 25-30 миллиардов в год.

Забастовки и хищения

Практически одновременно с началом строительства начались и забастовки рабочих - им задерживали выплаты заработной платы. Решить проблему президент поручил Дмитрию Рогозину - заместителю председателя правительства Российской Федерации. В 2014 году он был назначен координатором стройки. Стоит отметить, что Рогозин посещал стройку более пятидесяти раз.

К апрелю 2015-го ситуация с заработной платой обострилась настолько, что строители не только устроили голодовку, но и обратились на «Прямую линию с Владимиром Путиным». Дело в том, что общая задолженность перед строителями на тот момент составляла более 150 миллионов рублей.

По факту хищений суммы, превышающей семь миллиардов рублей, было возбуждено несколько уголовных дел. К примеру, по отношению к руководству строительного подрядчика - Тихоокеанской мостостроительной компании. Председатель совета директоров этой компании был приговорен к трем годам лишения свободы. Суд установил, что именно И. Нестеренко организовал хищение суммы, составляющей 104,5 миллиона.

Инфраструктура космодрома

Изначально было запланировано строительство целого ряда различных технических и обеспечивающих площадок.

Так, в состав готового космодрома «Восточный» войдут:

  • стартовый комплекс ракеты-носителя;
  • аэродром для приема самолетов всех типов;
  • автомобильные дороги;
  • железные дороги;
  • заводы - кислородно-азотный и водородный;
  • корпуса для испытаний и подготовки пилотируемых космических кораблей;
  • материально-технические склады;
  • и стоянки для вертолетов;
  • объекты для подготовки космонавтов;
  • убежища - как для техники, так и для персонала космодрома;
  • ремонтные объекты.

Подготовка специалистов

Разумеется, невозможно представить деятельность космодрома «Восточный» без квалифицированных кадров. На сегодняшний день подготовка специалистов ведется сразу в нескольких российских вузах:

  • Южно-Уральском государственном университете;
  • университете;
  • Московском авиационном институте.

С 2012 года подготовка специалистов для всех служб космодрома началась в университете имени Баумана в Москве, педуниверситете в Благовещенске.

Эксплуатация

Первый запуск с космодрома «Восточный» изначально был запланирован на конец декабря 2015 года. Однако ряд объектов на тот момент был еще не готов, а потому Владимир Путин принял решение перенести пуск на 27 апреля 2016 года. Однако и в этот день запустить ракету-носитель не удалось: старт был отложен автоматически по причине отсутствия ответного сигнала в системе управления ракеты.

Первый с космодрома «Восточный», застрахованный на 1,84 млрд рублей, состоялся спустя сутки - 28 апреля 2016 года. Тогда ракета-носитель «Союз» вывела на орбиту сразу 3 космических аппарата - «Аист-2Д», «Михайло Ломоносов», наноспутник «Сам-Сат-218».

Поисковые группы

Наличие поисковых групп на базе космодрома - условие обязательное. Чем занимаются специалисты таких групп космодрома «Восточный» в Амурской области? В первую очередь они оповещают население, проживающее в пределах района падения, проводят предстартовый облет, цель которого - эвакуация охотников и других людей, находящихся в районе падения. Они же занимаются послепусковым обследованием, поиском и эвакуацией частей, отделяющихся от ракет.

Важно отметить, что во время пусков именно с этого космодрома поисковые группы разворачиваются в двух районах Амурской области - Зейском и Тындинском, и двух районах Якутии - Вилюйском и Алданском.

Значение для страны

Эксперты говорят, что в результате строительства нового космодрома «Восточный» страна получит абсолютную независимость космической деятельности. Немаловажно и то, что социально-экономическая обстановка на территории Амурской области существенно улучшится - начинается развитие промышленности региона, привлекаются инвестиции и частный капитал. Отдельного внимания заслуживает и значительное сокращение затрат на аренду Байконура.

Преимущества

Телестудия Роскосмоса подготовила фильм-презентацию, рассказывающий об этапах строительства объекта, его недостатках и преимуществах. Главное, что стоит отметить, - космодром «Восточный» находится на 11 градусов южнее Плесецка. Это, говорят специалисты, позволит выводить большие грузы. Среди достоинств и то, что траектория полета ракет не проходит ни над территориями других государств, ни над густонаселенными регионами России. К тому же данный объект находится совсем недалеко от аэродромов, железных и автомобильных дорог.

Благодаря появлению нового космодрома снижаются политические риски. Дело в том, что Казахстан на протяжении последних лет неоднократно блокировал запуски российских ракет под самыми разными предлогами. К тому же новый комплекс позволит снизить нагрузку на Байконур, правда, о полной замене речи пока не идет - по крайней мере, до окончания срока аренды в 2050 году.

Сложности

Конечно, не обошлось и без определенных сложностей. К примеру, существовала острая необходимость транспортировать сюда космические аппараты, а значит нужно было либо прокладывать железнодорожную ветку, либо строит аэродром. К тому же специалисты отмечали - при переходе от Байконура к «Восточному» существенно увеличатся транспортные издержки - как по времени, так и по финансам. Дело в том, что расстояние доставки персонала и ракеты-носителя превышает пять с половиной тысяч километров! Именно поэтому в 2015 году было принято решение о переносе сборки ракет «Ангара» в город Омск.

Проблемой стало и отсутствие жилья и какой бы то ни было инфраструктуры для сотрудников нового космодрома. На территории Углегорска одновременно могут проживать лишь немногим более 6 тысяч человек, а потому необходим новый населенный пункт. Планируется, что построенный город Циолковский будет способен вместить более 12 тысяч жителей.

Недостатки

Если сравнивать с тем, что расположен на территории Казахстана, можно выявить ряд недостатков. Так, «Восточный» находится на 6 градусов севернее Байконура. Это приведет к снижению массы выводимых грузов. Но в этом есть и плюс - ракеты с Байконура запускаются «в обход Китая», а вторые ступени падают на Алтае. То есть взлетать по самой удобной и выгодной траектории ракеты отсюда не могут.

Недостатком (причем очень серьезным) является и то, что отработанные части ракет падают прямо в тайгу. Это может приводить к лесным пожарам, которые в этом регионе и без того являются проблемой.

Каждый, кто держал в руках купюру достоинством в две тысячи рублей, выпущенную в октябре 2017 года Банком России, мог увидеть на оборотной стороне стартовый комплекс «Восточный». Напомним, на лицевой стороне изображен находящийся во Владивостоке.

К 2021 году с этого космодрома планируется запуск пилотируемого корабля «Федерация» - в беспилотном варианте. А 2023 году - уже с экипажем.

Строительство космодрома – невероятно сложный, наукоемкий и высокотехнологический процесс, требующий привлечения множества проектных организаций, участия сотен производственных предприятий и согласованной работы десятков тысяч специалистов.

Космодро́м (от «космос» и др.-греч. δρόμος «место для бега») - территория, на которой размещается комплекс сооружений, предназначенный для запуска космических аппаратов в космос. Название дано по аналогии с аэродромом для самолётов.+

Большинство из нас считает, что космодром – это всего лишь стартовый стол, то есть огромный железобетонный массив в чистом поле, на котором закреплена и с которого взлетает ракета.+

В реальности же – это сложный комплекс инженерных сооружений с необходимой инфраструктурой и соответствующей радиоэлектронной телеметрической «начинкой». +

Так, например, современный космодром как минимум будет включать в себя:

  1. Стартовый комплекс, который состоит из стартовые площадок с пусковыми установками (ПУ) для ракетоносителей легкого, среднего и тяжелого классов;
  2. Технический комплекс, имеющего в своем составе монтажно-испытательные корпуса (МИК) для испытаний и подготовки к запуску космических кораблей;
  3. Объекты для предполетной и предстартовой подготовки космонавтов.
  4. Комплекс средств измерений, сбора и обработки информации (КСИСО), в состав которого входит командно-измерительный и мобильный измерительные пункты.

К современным ракетоносителям предъявляются повышенные требования в части экологичности запусков – все более привлекательными становится кислород-водородное топливо, следовательно, в комплекс космодрома войдут водородный и кислородно-азотный заводы. +

Для обеспечения работы космодрома необходимо построить железные и автомобильные дороги, аэродромы и аэровокзалы, речные причал и морские порты.+

Все это требует многочисленного персонала, для которого нужен город средних размеров со всеми инженерными, социальными, культурными, торговыми объектами.+

Учитывая «начинку» космодрома, можно сказать, что над его строительством работает промышленность всей страны. И цена проекта оказывается весьма велика – Счетная Палата оценила затраты на первый этап строительства космодрома Восточный в 161 миллиард рублей. +

В проекте федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие российских космодромов на период 2016–2025 годов» предусматривается вложить в развитие трех российских космодромов в ближайшее десятилетие порядка 750 млрд рублей. Значительная часть этих средств (более 500 млрд рублей) предназначена для нового российского космодрома «Восточный».+

Кратко о космодромах нашей планеты

«Космодром – дорогое удовольствие» – утверждают и наши соседи – китайцы. Они вложили в строительство своего 4-ого космодрома Венчен не много не мало 12 млрд. долларов или сами подсчитайте во, что это выйдет в рублях.+

Далеко не каждой стране по плечу «русский космический размах» и китайская «разумная космическая политика», ибо даже эксплуатация космодрома не всем оказывается по карману. +

Так, Великобритания даже совместно с Австралией не смогла позволить себе такую роскошь и законсервировала свой космодром в Вимере, Италия закрыла свой космодром «Сан-Марко», Франция – «Хаммагир», а знаменитый французский космодром в Куру теперь используется с привлечением усилий всего Евросоюза. Закрылся иранский космодром «Семнан» (вместе со всей иранской космической программой). Сегодня «всемирный космический клуб» включает в себя 10 держав, имеющих собственные космодромы. Остальным космос открыт только за валюту.+

Всего на начало 2016 года в мире насчитывалось 16 космодромов: наиболее популярный и наиболее используемый – Байконур в Казахстане; четыре в Китае (Венчен, Сичан, Тайюань, Цзюцюань); три в России (Восточный, Капустин Яр и Плесецк); три в США (Космический центр Кеннеди и мыс Канаверал, что практически одно и тоже и плюс база Вандерберг); Северная Корея (Теже); Южная Корея (Наро); Индия (Шрихарикота); Франция (Куру во французской Гвиане); Япония (Танегасима).+

Все они имеют схожую структуру и различаются лишь деталями конструкции стартовых комплексов. На размещение космодромов в конкретных точках земной поверхности влияют несколько факторов.+

Одним из самых важных является баллистика полета. Дело в том, что с минимальными энергетическими затратами космический аппарат (КА) выводится на орбиту, наклонение которой соответствует географической широте космодрома. Наиболее критична широта космодрома при выведении на геостационарные орбиты, лежащие в плоскости экватора.+

На них размещают спутники связи и ретрансляторы телепередач, то есть прежде всего коммерческие КА. Космодром для запуска геостационарных спутников должен располагаться в более низких широтах. +

В этом отношении лучшие места занимают новый европейский космодром Куру, расположенный на широте около 5 град. и бразильский космодром Алькантара с широтой всего 2,2 град.+

Как видим, число экваториальных государств, способных запускать ракеты в космос невелико, и посему появились проекты космодромов морского базирования, в основном интернациональные – Тихий океан (стартовая платформа «Одиссей» и плавучий космодром Sea Launch, который может вести запуски прямо с экватора.+

При старте с экватора ракета носитель (РН) сразу получает дополнительную скорость 465 м/с. в направлении на восток, обусловленную вращением Земли. (Для Плесецка величина этой дополнительной скорости равна 211м/с, для Байконура – 315). Поэтому, кстати, траектории запуска РН обычно прокладываются в восточном направлении.+

Исключение составляет Израиль - с востока расположены недружественные ему страны, и он вынужден производить запуски в обратном направлении, преодолевая вращение Земли.+

Другим фактором является расположение «полей падения» – районов падения отработанный ступеней и других частей ракет. Меньше всего проблем возникает в том случае, когда они располагаются в акватории океана. Именно поэтому подавляющее большинство космодромов мира расположено на побережье.+

В частности, на восточном побережье США на мысе Канаверал в 1958г. был построен космодром (в 1963г. он получил название - Космический центр им. Джона Кеннеди). Мыс Канаверал имеет широту 28,5град. – это почти самая южная точка континентальной части США, что давало американским ракетчикам определенное преимущество перед советскими.+

Одна из серьезных проблем, связанных с космодромами, - их неблагоприятное влияние на окружающую среду. В первую очередь это обусловлено применением в качестве компонентов топлива ядовитых и агрессивных веществ. Азотная кислота, азотный тетраксид (четырехокись азота) и гептил (несимметричный диметилгидразин), способны нанести значительный ущерб растительности и здоровью человека и животных. +

Наряду с катастрофами компоненты топлива попадают в окружающую среду и в процессе повседневной деятельности космодрома- это утечки компонентов топлива при хранении, заправке ракеты. При падении «нижних» ступеней РН оставшиеся излишки топлива (а они всегда булут поскольку недозаправка может привести к потере дорогого спутника) попадают в окружающую среду. +

Например, отработанная вторая ступень РН «Протон» содержит 600-900 кг. гептила и 1000-1500 кг азотного тетраксида. +

Как правило, вторые ступени ракет, запускаемых с космодрома Байконур, попадают в так называемый район падения № 326. Он имеет форму эллипса площадью более 5000 кв. км. из которых больше половины приходятся на территорию Алтайского государственного природного заповедника, который с 1998 г. включен в программу ЮНЕСКО «Всемирное наследие», и по закону его территория должна быть свободна от хозяйственной деятельности. Между тем за время эксплуатации «Протонов» на алтайскую землю упало около 180 ступеней. +

Большая часть вторых ступеней падают в Томской и Новосибирской областях. Существуют и другие районы падения, например в Якутии.+

Первые ступени запущенных с Байконура ракет падают на территории Казахстана и Туркмении.+

В советское время практически единственным фактором для выбора трассы запуска было построение оптимальной траектории полета ракет. В результате по стране разбросаны десятки районов падения, занимая в общей сложности 4,8 млн.га. на которых нельзя жить и работать.+

От космодромов следует отличать ракетные полигоны: Ясный и Свободный в России; Кадьяк и Полапс в США; Семнан (Иран); Пальмахим (Израиль).+

Беглый взгляд в историю российских космодромов

В СССР было три космодрома – Байконур в Казахстане, Плесецк на Севере, и Капустин Яр в низовьях Волги. И два ракетных полигона: Ясный (13 дивизия РСВН) в Оренбургской области и Свободный (27 дивизия РСВН) в Амурской области.+

С точки зрения близости промышленных районов, наличия транспортной инфраструктуры лучше всего был полигон Капустин Яр.+

Капустин Яр строился как полигон для испытания ракетной техники и с 1947 по 1957 г. был единственным местом испытаний баллистических ракет.+

Еще во время первой серии пусков в октябре-ноябре 1947г. Капустин Яр начинает использоваться для пуска геофизических ракет к которым в дальнейшем прибавились метеорологические.+

В июне 1951г. состоялась первая серия пусков ракет с собаками на борту. 16 марта 1962 г. когда был осуществлен запуск спутника «Космос-1» Капустин Яр из полигона превратился в космодром.+

14 октября 1969г. космодром стал уже международным – состоялся запуск спутника «Интеркосмос-1», затем ушли в полёт индийские ИСЗ «Ариабхата» и «Бхаскара», французский «Снег-3».+

В 1972 г. по проекту КБ транспортного машиностроения (КБТМ) был создан наземный стационарный стартовый комплекс 11П865М. Первый пуск состоялся 26 января 1973г. На настоящее время с этого комплекса произведено 365 пусков РН семейства «Космос».+

В 1988г. потребность в запусках таких спутников резко сократилась и космические пуски из Капустина Яра были прекращены.+

Возрождение космодрома началось лишь в 1998 г. когда был произведен коммерческий запуск РН 11К65М которая вывела на орбиту французский спутник, а 28 апреля 1999г. был осуществлен запуск спутников «ABRIXAS» и «Megsat-0». +

В настоящее время Капустин Яр имеет статус Государственного центрального межвидового полигона Минобороны РФ №4. За время существования испытательного полигона Капустин Яр отсюда было произведено более тысячи пусков. +

Второй российский космодром и первый по значимости Плесецк – начинал свою историю в 1957 г. как позиционный район боевого дежурства советских межконтинентальных ракет Р-7 и Р-7А. Главным требованием при выборе места его расположения была близость к США. +

С расположенных в глубине континента космодромов Капустин Яр и Байконур невозможно было проводить запуски спутников на все стратегически важные орбитальные направления.+

Поэтому в начале 1962г. было принято решение о создании нового научно-исследовательского полигона, предназначенного для испытаний и штатной эксплуатации космических комплексов и испытаний новых твердотопливных МБР.+

После ряда проб и ошибок было принято решение о размещении испытательной базы ракетно-космического полигона на боевом объекте «Ангара» в районе Плесецка.+

Плесецк находится на широте 63 град. и минимальное наклонение орбит прямого выведения больше чем на Байконуре. Тем не менее из Плесецка возможно было осуществление всех без исключения космических программ Байконура тех лет. А на запуск спутников на полярные и околополярные орбиты широта расположения космодрома влияния вообще не оказывает.+

Кроме того объект «Ангара» к тому времени имел уже развитую инфраструктуру, а расположение Плесецка в относительной близости от Москвы обеспечивало надежную связь вновь создаваемого космодрома с научными и производственными центрами страны.+

Поля падения отработавших ступеней ракетных носителей (РН) располагались в необжитых районах Крайнего Севера, Сибири и в акватории морей Северного ледовитого океана.+

По своим климатическим характеристикам Плесецк более предпочтителен для осуществления полетов человека в космос, чем Байконур.+

Таким образом, Плесецкий район, где расположился объект «Ангара», по всем параметрам удовлетворял требованиям к месту запусков космических объектов. +

Совет Министров СССР своим Постановлением от 16 сентября 1963г. утвердил такое размещение и объединил вновь создаваемый космический полигон и боевое соединение в 53-й Научно-исследовательский испытательный полигон МО СССР в составе трех испытательных управлений:+

  • боевого (№1);
  • по испытанию космических аппаратов и ракет-носителей (№2)
  • измерительного (№3).

Перед 1991 годом космодром состоял из девяти пусковых установок:+

  • стартовые комплексы РН семейства Р-7 (площадки 41, 16, 43 с ПУ № 3 и 4),
  • стартовые комплексы РН серии «Космос» (площадки 132 с ПУ № 1 и2, 133),
  • стартовые комплексы РН серии «Циклон» (площадки 32 с ПУ № 1 и 2).

11 ноября 1994г. Президентом Российской Федерации Ельциным был подписан Указ о создании 1-го Государственного испытательного космодрома МО РФ (космодром Плесецк) в составе Военно-космических сил. Этот указ официально присвоил Плесецку статус космодрома.+

Первым шагом снижения нашей зависимости от аренды Байконура стала разработка новых российских ракет-носителей «Ангара» на экологически более чистом кислородно-керосиновом топливе. Ракета «Ангара» имея немного большую грузоподъемность, чем у «Протона», при запусках из Плесецка должна была заменить его запуски с Байконура.+

Но чтобы вывести с Плесецка на орбиту такую же нагрузку, как при запуске с Байконура, нужно использовать более мощную ракету. Это плата за расположение Плесецка по сравнению с Байконуром. Но и это не главная проблема. +

Главная проблема Плесецка это доступ на геостационарную орбиту. С Плесецка, например, невозможно запустить беспилотный грузовой космический корабль «Прогресс» к Международной космической станции. +

Наземная инфраструктура есть, ракета с кораблем тоже есть, но она до цели не долетит, широта точки старта не позволяет. С Плесецка запускаются полезные нагрузки только на орбиты с диапазоном наклонения к экватору 72-93°, а орбита МКС имеет наклонение 51,63°.+

Однако несмотря ни на что, абсолютное мировое лидерство по числу космических запусков принадлежит космодрому Плесецк. +

Страсти по Байконуру

В начале 50-х годов разработка ракеты Р-7 с дальностью полета более 8000 км потребовала вместо тесноватого Капустина Яра новый ракетный полигон. Им впоследствии стал всемирно известный Байконур. И тема столь обширная, что требует отдельной новеллы. +

Будущий космодром пришлось строить с нуля. Плюсом Байконура являлась только его относительная близость к экватору. При запуске космических аппаратов на околоземную орбиту в восточном направлении можно получить прирост скорости ракеты-носителя (за счет тангенциальной скорости точки пуска из-за суточного вращения Земли) в 316 м/с. Для сравнения: этот показатель для экватора 465 м/с.+

Байконур известен как наш первый и главный космодром, с которого был запущен первый спутник, первый космонавт Юрий Гагарин и все последующие наши космонавты. Но одновременно Байконур или НИИП-5 являлся крупнейшим ракетным полигоном СССР и крупной базой Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) +

Всего на Байконуре на момент распада СССР имелось 15 пусковых установок для запусков 9 типов ракет-носителей, 4 пусковые установки для испытаний межконтинентальных баллистических ракет, два аэродрома, включая посадочный комплекс «Бурана» и огромная наземная инфраструктура, обеспечивающая функционирование всего полигона, том числе: монтажно-испытательные корпуса, средства измерительного комплекса, испытательные стенды, кислородно-азотный завод, средства связи, теплоэлектроцентраль, коммуникации всех видов и пр.+

В комплекс космодрома входила железнодорожная станция Тюратам и город Ленинск.+

Суммарная стоимость Байконура в начале 1990-х годов оценивалась в $50 млрд. +

С распадом СССР главный космодром страны оказался за рубежом и на правах аренды. Но даже регулярная выплата аренды не гарантировала России беспрепятственный выход в космос – каждый запуск мы должны были согласовывать с другой страной – Казахстаном.+

При этом необходимо учитывать затраты на сохранение физически и морально стареющей инфраструктуры Байконура (как никак первому космодрому на Земле исполнилось 60 лет), в том числе затраты на ремонт и модернизацию комплекса «Протон» (Протон-М), разработку требуемых РБ, а также ограничения по реализуемому числу пусков ракетных носителей (РН).+

А в случае с «Протоном», использующим высокотоксичные топлива, это согласование носило не уведомительный, а разрешительный характер. Казахстан обладает правом вето на пуски «Протонов».+

После распада СССР и особенно после проблем с согласованием Казахстаном запусков наших «Протонов» с Байконура необходимость в новом российском космодроме стала очевидной.+

Для чего России нужен свой, ни от кого и не отчего независимый космодром?

Что греха таить, два наших космодрома – Капустин Яр и Плесецк изначально не были оптимальны с точки зрения запуска космических аппаратов (КА).+

Плюс к этому переход под юрисдикцию бывших республик СССР объектов космической инфраструктуры поставил перед Россией ряд проблем:+

  • обеспечение независимости в осуществлении космической деятельности, и в первую очередь в военной области;
  • рациональное распределение ресурсов и средств между существующими объектами космической инфраструктуры на поддержание их в эксплуатационном режиме;
  • перераспределение прав собственности на объекты космической инфраструктуры;
  • определение рациональных путей развития космодромов;
  • создание в перспективе российской инфраструктуры космодромов, обеспечивающей решение национальных космических задач России в наиболее полном объеме.

Перевод запусков космических аппаратов (КА) научного, народнохозяйственного и коммерческого назначения с космодрома Байконур на российские космодромы должен был определяться и определялся в первую очередь экономической целесообразностью.+

Помимо выручки от коммерческих стартов, космодромы важны как элемент сохранения и развития высоких технологий. +

Общеизвестно, что именно высокие технологии обеспечивают развитие экономики в современном мире. Столь же общеизвестно, что именно в этой сфере Россия в последние четверть века постепенно отстает от Запада.+

Космическая отрасль российской экономики, позволяют в неблагоприятных экономических условиях сохранять и развивать высокие технологии. В случае с космодромами – технологии строительства сложных объектов. +

Потом, при благоприятных обстоятельствах, наработанный в «космической области» опыт можно будет распространить на широкие области экономики. Как это уже и делается: те же предприятия, которые участвуют в российских космических программах, осуществляют поставки высокотехнологического оборудования для самых разных нужд.+

В социально-экономическом аспекте космодром создает огромное количество рабочих мест и, как любое высокотехнологическое предприятие, способен стать «локомотивом» региона, в котором расположен. +

Но главное, что дают космодромы России – это надежду. Надежду на то, что космос был, есть и останется нашим. Вот почему сразу после истечения срока действия «Федеральной целевой программы развития космодромов на период 2006-2015 годов» была принята новая программа с аналогичным названием и назначением, на этот раз – на 2016-2025 годы. +

В программе заложены сотни миллиардов рублей, которые пойдут как на космодром «Восточный», так и на развитие космодрома «Плесецк», и на аренду «Байконура» (и поддержание его инфраструктуры).+

Скандальный космодром Восточный

Успешный, хоть и со второй попытки, запуск ракеты «Союз» 28 апреля 2016 года, добавил в статистику России третий действующий космодром – «Восточный». Ракета-носитель «Союз-2.1А» c блоком выведения «Волга» вывела на орбиту три космических аппарата «Михайло Ломоносов», «АИСТ № 2Д» и наноспутник SamSat-218.+

Для местоположения нового космодрома Восточный был выбран бывший позиционный центр 27-й Краснознаменной дальневосточной дивизии РВСН, построенный в 1964-1970 годах для боевого дежурства МБР РС-10. 1 марта 1996 г. указом Президента России здесь был образован 2-й Государственный испытательный космодром Министерства обороны «Свободный».+

Широта космодрома Свободный, размещенного рядом с поселком Углегорск Свободненского района Амурской области, составляла 51°42’ северной широты - это было гораздо удачнее Плесецка, но все-таки хуже Байконура. +

Первый запуск со Свободного был произведен 4 марта 1997 г., последний (пятый) – 25 апреля 2006 г. Серьезных работ по созданию инфраструктуры космодрома Свободный не велось, он не имел районов падения отработанных ракетных ступеней, и в июне 2005 г. на заседании Совета Безопасности РФ его было решено ликвидировать. +

В соответствии с указом президента РФ Владимира Путина от 6 ноября 2007 года и распоряжением правительства РФ от 14 января 2009 года. на базе расформированного космодрома было начато строительство принципиально нового объекта – «космодром Восточный».+

Восточный предназначен для обеспечения подготовки и запуска космических аппаратов научного, социально-экономического и коммерческого назначения, транспортных грузовых кораблей и модулей орбитальных станций (платформ), выполнения программ пилотируемых космических полетов и перспективных космических программ по изучению и освоению небесных тел, а также осуществления международного сотрудничества в данной сфере. +

Ввод объектов космодрома Восточный в эксплуатацию был разделен на три этапа. +

На первом этапе (2012-2015) планировалось создание космического ракетного комплекса «Союз-2», объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, в том числе жилого города (до 12 тысяч человек). +

Второй этап (2016-2020) предусматривает создание объектов наземной инфраструктуры космического ракетного комплекса тяжелого класса типа «Ангара» для выведения космических аппаратов на высокоэнергетические орбиты и пилотируемых кораблей нового поколения, а также расширение жилищного комплекса (до 20 тысяч человек) и создание аэропортового комплекса. +

На третьем этапе (2021-2030 годы и далее) запланировано создание объектов наземной инфраструктуры второй очереди для запуска ракеты-носителя сверхтяжелого класса, в том числе для лунных экспедиций, а также расширение жилищного комплекса (до 30 тысяч человек).+

Распоряжением президента РФ от 1 сентября 2009 года единственным исполнителем подрядных работ по созданию космодрома Восточный было определено Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России). +

В сентябре 2011 года были начаты подготовительные строительные работы, а в середине 2012 года - полномасштабное строительство инфраструктуры и технологических объектов космодрома. Учитывая масштабность проекта, в начале строительство Восточного шло параллельно с выпуском проектной документации по нему.+

На космодроме закладывались такие проектные решения, которые позволят зданиям и сооружениям, объектам инженерной инфраструктуры, автомобильным и железным дорогам служить долгое время с учетом высоких нагрузок на эксплуатацию и в сложных климатических условиях. +

Строительство объекта сопровождалось массой скандалов, уголовных дел, снятий с должности руководителей.+

Рабочие космодрома неоднократно жаловались на невыплату зарплаты и объявляли голодовки. Фотографии со строительной площадки демонстрировали крайне медленное продвижение строительства, несмотря на регулярные отчеты Спецстроя о завершении тех или иных работ. В результате со Спецстроя был снят статус единственного исполнителя работ. +

Но планы и перспективы, проблемы и скандалы строительства космодрома Восточный – это отдельная тема для повествования.+

Мало у кого в мире имеется опыт строительства космодромов. Это всегда амбициозные и действительно штучные объекты. Россия имеет данный опыт и поэтому продолжает оставаться великой космической державой. Поэтому с «нуля» возводится космодром Восточный, а в Плесецке строятся новые объекты для запуска ракет. +

Развитие отечественной инфраструктуры космодромов позволит:

  • вне зависимости от отношений со странами ближнего зарубежья обеспечить гарантированное решение задач по развертыванию и поддержанию орбитальных группировок космических комплексов и систем военного, научного и народнохозяйственного назначения на боевом и оптимальном уровне.
  • обеспечить перевод запусков космических аппаратов (КА) военного назначения на российскую полигонную базу;
  • сохранить накопленный отечественный научно-производственный потенциал космической отрасли при проведении модернизации существующих и создании перспективных универсальных наземных комплексов и многоразовых космических систем;
  • повысить энергетические возможности ракетных носителей (РН) и расширить диапазон достижимых орбит по высоте и наклонению;
  • оптимизировать номенклатуру эксплуатируемых космических ракетных кораблей (КРК) ;
  • предельно сократить площади отчуждаемых земель под строительство и районы падения ракет космического назначения (РКН);
  • сохранить и развивать технологии строительства космодромов – технологии возведения сложных объектов и уникальные технологические процессы строительно-монтажных работ.

Вот о последнем и необходимо более подробно поговорить в следующих публикациях.+

Борис Скупов

Острая необходимость создания национального российского космодрома была осознана сразу после распада СССР. До того момента для пусков в пространство в течение многих десятилетий использовались три «космические гавани» — Капустин Яр, Байконур и Плесецк.

Первый (самый маленький) был основан в 1946 году в Астраханской области как полигон для испытаний ракетной техники. С 1962 года отсюда на орбиту стали запускаться малые спутники серии «Космос». К 1991 году возможности полигона, включающего один стартовый комплекс с двумя пусковыми площадками для лёгких ракет-носителей, резко ограничивали поля падения отделяющихся частей, находящиеся, в том числе, в пределах Атырауской и Западно-Казахстанской областей независимой Республики Казахстана.

Второй (самый крупный) был построен к началу 1957 году в Кзыл-Ординской области Казахстана близ посёлка Тюратам между городками Казалинск и Джусалы в качестве полигона для лётных испытаний и боевого дежурства межконтинентальных баллистических ракет (МБР) Р-7. Отсюда 4 октября 1957 года на орбиту вышел первый в мире искусственный спутник Земли ПС-1. Постепенно Байконур стал универсальным космодромом: здесь эксплуатировались ракеты-носители всех классов, запускавшие на различные орбиты и траектории пилотируемые корабли, космические станции и другие аппараты гражданского и военного назначения.

Третий (самый северный) был создан к 1960 году южнее Архангельска как позиционный район базирования усовершенствованных «межконтиненталок» Р-7А (Объект «Ангара»), а через шесть лет получил статус космодрома. Поначалу Плесецк эксплуатировался в интересах Минобороны, и некоторое время считался самым «пускающим» космодромом мира. Отсюда могли стартовать ракеты-носители лёгкого и среднего классов, но энергетически невыгодное положение высокоширотное положение не позволяло осуществлять из Плесецка запуски пилотируемых кораблей и тяжелых геостационарных спутников связи.

В итоге, после распада СССР на российской территории не осталось ни одного полноценного космодрома, дающего возможность выполнять весь спектр космических запусков. Независимый доступ в космос стал для страны проблемой.

Уже в 1992 году начались работы по проекту универсального носителя «Ангара», реализация которого открывала путь к запускам тяжелых космических аппаратов на высокоэнергетические орбиты с территории России. На начальном этапе проектируемый ракетно-космический комплекс планировалось развернуть в Плесецке, а позднее — на Дальнем Востоке, где позиционному району 27-й Краснознамённой дальневосточной дивизии Ракетных войск стратегического назначения, расположенному близ Углегорска в Амурской области, в 1996 году был присвоен статус космодрома. Увы, Свободный так и не стал полноценным космодромом: с марта 1997 по апрель 2006 года отсюда к орбите ушли лишь пять лёгких конверсионных «Стартов-1». А создание комплекса «Ангара» по многим причинам (в основном, финансовым) растянулось на два десятилетия и первые пуски новой универсальной ракеты из Плесецка были выполнены лишь в 2014 году.

Таким образом, несмотря на то, что юридические вопросы использования Байконура постепенно были урегулированы, задача независимого гарантированного доступа России в космос решена не была. Кроме трудностей организационного плана, эксплуатация российского космодрома несёт заметное финансовое бремя, связанное с арендной платой ($ 115 млн в год) и ощутимыми затратами на поддержание объектов наземной инфраструктуры, находящихся на казахстанской территории.

Между тем, Соединённые Штаты имеют три действующих космодрома (Канаверал во Флориде, Ванденберг в Калифорнии, Среднеатлантический региональный космопорт в Вирджинии), а также базы, с которых можно осуществлять космические пуски (Кодьяк на Аляске и Уайт-Сэндс в Нью-Мехико). Свои космодромы строят частные компании (например, SpaceX). Китай располагает четырьмя космодромами, Япония — двумя, Евросоюз — одним.

Боевые операции западных стран в Ираке и Югославии показали всю важность космической поддержки: связь, навигация и разведка стали ключевыми факторами успешной войны. К середине 2007 года высшее политическое руководство России ребром поставило вопрос о создании полноценного российского космодрома, призванного открыть полностью независимый доступ в космос, гарантируя выполнение национальных отечественных, а также международных и коммерческих космических программ, снизив политические риски.

Место для «космической гавани» выбиралось с учётом самых разнообразных факторов. Точка старта должна находиться как можно ближе к экватору для уменьшения затрат топлива при запуске геостационарных спутников. Трассы полета средств выведения не должны пролегать над густонаселёнными районами. Зоны отчуждения под поля падения отделяемых частей носителей должны располагаться только на территории России, а их число необходимо минимизировать.

Соответственно, космодром следует строить по возможности ближе к океанскому побережью, учитывая наличие энергетической, транспортной и промышленной инфраструктуры, сейсмические и погодные условия.

Во время первого поиска места для дальневосточного космодрома наиболее оптимальными представлялись два района — город Углегорск в Амурской области (где расположен космодром Свободный) и Советская Гавань на побережье Тихого океана.

Оба района имели приблизительно равную функциональность, причём последний был даже несколько предпочтительнее из-за близости к океану (отработавшие ступени могли падать в нейтральных водах), но первый находился в лучших сейсмических условиях. Его в конечном итоге и выбрали. 6 ноября 2007 года Президент В.В. Путин подписал указ о строительстве космодрома Восточный вблизи Углегорска. С этого момента начались рекогносцировочные и расчётно-сметные работы, а также решались различные организационные вопросы.

Роль новой стартовой площадки не сводилась лишь к выполнению пусковых кампаний и обеспечению независимого доступа в космос. Эти задачи сами по себе важны, но отнюдь не единственны. Строительство и эксплуатация космодрома должны были улучшить демографическую и социально-экономическую ситуацию на российском Дальнем Востоке, а также обеспечить развитие местной промышленной базы, в том числе путём привлечения инвестиций отечественного и иностранного частного капитала. Например, председатель Наблюдательного совета некоммерческого «Института демографии, миграции и регионального развития» Ю.В. Крупнов рассматривал Восточный как важный фактор реализации Государственной программы по переселению соотечественников.

Ю.В. Крупнов считает космодром Восточный важным фактор реализации Госпрограммы переселения соотечественников

Не менее важным было и то, что вместе со строительством предполагалось изменить практически всю материально-техническую часть отечественной космонавтики, провозгласив лозунг «Новому космодрому — новую ракету и новый космический корабль!» Разумеется, обновление парка средств выведения требовало технического перевооружения отрасли. Таким образом Восточный становился системообразующим проектом, призванным стать локомотивом для теряющей конкурентоспособность отечественной ракетно-космической промышленности.

В основу космодрома ставилась совершенно новая ракета-носитель среднего класса повышенной грузоподъёмности (РН СКПГ), создаваемая в рамках опытно-конструкторской работы (ОКР) «Русь-М», и пилотируемый перспективный транспортный корабль нового поколения ПТК НП. Вместе они образовывали Перспективную пилотируемую транспортную систему ППТС.

Разработка ракеты, получившей по шифру ОКР «популярное» (хотя и неофициальное) название «Русь-МП» (литера «П» означала «пилотируемая»), началась ещё в 2007 году, когда Федеральное космическое агентство запросило от предприятий отрасли предложения по облику нового пилотируемого носителя. Свои варианты представили Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс» (ныне Ракетно-космический центр (РКЦ) «Прогресс»), Государственный космический научно-производственный центр (ГКНПЦ) имени М.В. Хруничева, Ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия» имени С.П. Королёва и Государственный ракетный центр (ГРЦ) имени академика В.П. Макеева. Во всех предложениях фигурировал одноразовый носитель, способный вывести на низкую околоземную орбиту аппарат массой свыше 20 т. Параллельно РКК «Энергия» и ГКНПЦ прорабатывали пилотируемый корабль.

В начале 2009 года Роскосмос объявил конкурсы на эскизное проектирование носителя «Русь-МП» и корабля ПТК НП. Технические требования к ракете строились на результатах проектных проработок РКК «Энергия», учитывая предложения ГРЦ и «ЦСКБ-Прогресс». В марте 2009 года триумвират этих предприятий и выиграл конкурс, получив контракт стоимостью около 375 млн руб. Предложение ГКНПЦ («Ангара-А5П») было отвергнуто.

Концепция носителя предусматривала создание ракеты стартовой массой 673-688 т. Первая ступень представляла собой жёсткую связку трёх одинаковых унифицированных ракетных блоков с двигателями РД-180В, работающими на жидком кислороде и керосине. Вторая ступень оснащалась четырьмя кислородно-водородными двигателями РД0146. «Русь-МП», способная запускать на низкую околоземную орбиту груз массой свыше 23 т, с запасом решала задачу выведения ПТК НП начальной массой 14 т в варианте для снабжения орбитальных станций. Избыточная энергетика создавала необходимый резерв на случай нештатных ситуаций: сверхгарантийный запас топлива в верхней ступени обеспечивал продолжение полета при отказе одного РД0146 либо выход корабля на траекторию, обеспечивающую минимальный риск при спасении экипажа. Конструкция и размерность допускали создание на базе блоков ракеты носителя тяжёлого класса грузоподъемностью до 55 т и более, открывая путь к пилотируемым экспедициям на Луну.

Весной 2009 года конкурс на эскизное проектирование ПТК НП выиграла «Энергия», обойдя Центр Хруничева, представивший вариант развития концепций, разработанных с участием предприятия в 1960 — 1980 годах. Первоначально новый корабль делался в двух основных вариантах: околоземный (для снабжения Международной космической станции, МКС) и лунный — для выхода на окололунную орбиту. Первый должен был обеспечить полет шести космонавтов плюс возвращение на землю груза массой 500 кг, а второй — отправить к Луне четверых космонавтов плюс 100 кг груза. Кроме базовых, в состав ППТС должны были входить корабли для автономных (научных, прикладных, туристических) полётов, спасатель, беспилотный грузовик, а также беспилотный грузовозвращающий корабль.

Первый пуск «Руси-МП» с Восточного планировался на 2015 год, а первый пилотируемый полёт — на 2018 год. Для реализации проекта на новом космодроме предполагалось построить два универсальных стартовых комплекса с соответствующей технической инфраструктурой. На втором этапе к носителю должна была присоединиться Многоразовая ракетно-космическая система (МРКС-1) с крылатой первой ступенью, способная выводить на низкую орбиту полезные нагрузки массой от 20 до 60 т. На третьем этапе на Восточном возводилась инфраструктура для пусков сверхтяжёлых носителей.

Под эти планы формироваться системный проект нового космодрома. В 2011 году велось техническое и эскизное проектирование, из федерального бюджета пришли первые 1,4 млрд рублей на прокладку железных и автомобильных дорог, монтаж линий электропередач и промышленной эксплуатационной базы. На первый этап строительства — создание обеспечивающей инфраструктуры — до 2015 года из федеральной целевой программы «Развитие космодромов» было выделено 81 млрд рублей, из «Федеральной космической программы» — ещё 92 млрд руб. Общую стоимость проекта оценивали в 300 млрд рублей.

Работа набирала обороты, казалось — всё идёт по плану. В 2011 году началась расчистка стройплощадки, завершился не только эскизный, но и технический проект «Руси-М» и ПТК НП. И тут, как гром среди ясного неба, грянуло «переформатирование» всего проекта Восточный. Его инициатором выступил В.А. Поповкин, с апреля 2011 года возглавивший Роскосмос. Уже осенью, выступая в Госдуме, он сообщил о решении закрыть «Русь-М».

Россия, наконец-то, приступила к работам по реальному строительству своего нового космодрома «Восточный», расположенного в Амурской области. По словам вице-премьера Дмитрия Рогозина, курирующего российский ОПК и космос, по масштабам этот проект можно сравнить с советским планом электрификации страны – ГОЭЛРО. При этом преувеличение не кажется настолько сильным. Космодром «Восточный» – это не дублёр, а полноценная замена прославленного и великого космодрома «Байконур». Первоначально сюда планируют перевести все пилотируемые запуски. Так что объемы работ, как и расходы бюджета, будут астрономическими.

Еще в апреле текущего года Дмитрий Рогозин говорил о том, что постройка жилых микрорайонов для нового дальневосточного «звездного городка» для космодрома «Восточный» будет начато уже в 4-м квартале 2012 года, а сам космодром будет готов к 2015 году. При любом ином раскладе вице-премьер России пообещал пожертвовать своим зубом. По словам Дмитрия Рогозина, в 4 квартале 2012 года параллельно со строительством жилых микрорайонов начнется возведение инфраструктуры космодрома, которая поможет выводить в космос ракеты «Союз-2», которые можно отнести к классу легких ракет. В дальнейшем здесь собираются использовать разгонные комплекты «Фрегат», а также более тяжелые ракеты.


По словам Дмитрия Рогозина, космодром «Восточный» поможет сделать Россию более равновесной в плане плотности населения, особенно подчеркнув, что сегодня на востоке Россия соседствует с такими густонаселенными странами как КНР, Япония, Индия, КНДР, а также Южная Корея. Новый космодром «Восточный» поможет России решать весь спектр задач в космической области, то есть производить запуски в ближний и дальний космос. Южные широты космодрома позволят выводить корабли с достаточно большой нагрузкой на заданные орбиты с минимальными затратами. Помимо этого, было принято решение и о постройке уникального города-спутника, удобного для жизни и крайне красивого. Помимо этого рядом с космодромом будет построен Академгородок, что станет дополнительным стимулом для молодежи, для того чтобы поехать жить и работать на Дальний Восток.

Что даст новый космодром России

Новый космодром на российском Дальнем Востоке сможет дать стране:

Независимость космической деятельности во всем спектре решаемых задач: от социально-экономических и научных, до пилотируемых полетов в космос;
- гарантированное выполнение коммерческих и международных космических программ (в отличие от существующего космодрома «Байконур», работе которого время от времени препятствует Казахстан);
- улучшение социально-экономической обстановки на Дальнем Востоке, развитие местного промышленного производства, привлечение частного капитала и инвестиций в район создания космодрома;
- в перспективе уменьшение затрат на аренду казахского «Байконура».

Преимущества космодрома «Восточный»

По информации Роскосмоса, космодром будет обладать следующими преимуществами:
- начальный участок траектории полета ракет-носителей не будет проходить над густонаселенными районами страны, а также над территорией иностранных государств;
- районы падения отделяющихся частей, запускаемых ракет, расположены в нейтральных водах или малонаселенных районах России;
- место нахождения космодрома расположено поблизости от развитых автомобильных и железнодорожных магистралей и аэродромов.

Космодром Байконур


Отдельно можно отметить уменьшение политических рисков – за последние годы Казахстан несколько раз блокировал российские запуски, используя для этого различные предлоги. При этом первоочередной задачей является снижение нагрузки на космодром «Байконур», но не его полная замена, по крайней мере, до завершения срока аренды – 2050 года. Местные власти за счет постройки космодрома будут стараться решить свои региональные задачи. В частности космодром «Восточный» рассматривается как краеугольный камень для осуществления Госпрограммы по переселению соотечественников.

Недостатки космодрома «Восточный» в сравнении с «Байконуром»

Необходимость строительства собственного аэродрома (на «Байконуре» есть 2 современных), либо прокладывания ж/д ветки от космодрома до ближайшего аэродрома (необходима для транспортировки космических аппаратов);
- рост транспортных издержек (как временных, так и финансовых). В настоящее время основные космические предприятия России расположены в Москве, Самаре и Железногорске (Красноярский край), именно оттуда ракеты-носители, космические аппараты и персонал доставляются на «Байконур» авиационным или железнодорожным транспортом на расстояние в 2 500 и 1 500 км. соответственно. В случае с новым космодромом «Восточный» расстояние доставки вырастет до 5 500 км.

Космодром «Восточный» располагается на 6 градусов севернее Байконура, что ведет к сокращению максимальной массы выводимых в космос грузов (при прочих равных условиях запуска);
- отработанные части ракет, приземляясь в тайге, могут стать причиной лесных пожаров, которые для данного региона России являются достаточно серьезной проблемой;
- отсутствие инфраструктуры и жилья для служащих, ведет к большим финансовым затратам на создание фактически нового города, численностью населения до 100 000 человек (с семьями персонала космодрома).

Цена вопроса

Стоимость постройки космодрома «Восточный» оценивается в 300 млрд. рублей, что сопоставимо с расходами российского бюджета на Олимпиаду в Сочи и саммит АТЭС. Такую ошеломляющую сумму строительства озвучил Г. Нагинский директор Федерального агентства Спецстрой. Стоит отметить, что официально правительством страны была утверждена смета в 81 млрд. рублей до 2015 года. Правда, достаточно скоро в речах чиновниках стала звучать фраза о 251 млрд. рублей, теперь была озвученная новая цифра – 300 млрд. рублей.


Космодром дорожает, хотя пока что практически ничего не сделано. По состоянию на конец сентября 2012 года, работы так и не ушли дальше стадии расчистки лесополос и рытья котлованов. С такими графиками уложиться в срок будет непросто, скорее всего, сроки строительства проедется переносить. В настоящее время говорят о том, что первый запуск ракеты-носителя с космодрома «Восточный» запланирован на 2015 года, первый пилотируемый полет состоится в 2018 году, а окончательное завершение строительства намечено на 2020 год.

Любой обыватель может задаться вопросом, почему же так медленно? Конечно, строить космодромы непростое занятие. Для того чтобы оценить масштаб данных сооружений, необходимо знать их размеры. К примеру, «Байконур» с его 15 пусковыми комплексами, 2-мя аэродромам, полутысячей ж/д путей, раскинулся на площади в 6 700 кв. километров. По территории – это больше Приднестровья или Кипра. Всего в мире построено 28 космодромов (при этом 5 уже выведены из эксплуатации). Однако по-настоящему крупных площадок, с которых могли бы стартовать тяжелые ракеты, способные выводить на орбиту Земли пилотируемые аппараты, всего 3 штуки. Помимо «Байконура» и американского космического центра им. Кеннеди, это космодром КНР Цзюцюань, занимающий по площади 2 800 кв. километров.

К тому моменту, как «Восточный» будет окончательно построен, он войдет в число 4-х крупнейших космодромов планеты и станет наиболее современным из них. Это будет не только стартовый комплекс для запуска тяжелых носителей, но и 2 топливных завода: водородный и азотный. В общей сложности космодром будет включать порядка 1 600 различных сооружений. Помимо этого Роскосмос демонстрировал и картины современного звездного городка, пока что на 30 000 жителей. Судя по представленным изображениям, работникам космодрома предстоит жить в сверхсовременном жилье среди цветущих садов.

Вот только ждать этого чуда придется долго. В свое время, когда сверхдержавы, подгоняли друг друга космической гонкой, стартовые площадки возводили в мгновение ока. К примеру, «Байконур» был построен менее чем за 2 года. Первые работы в Казахстане начались в июне 1955-го года, а первый пуск баллистической ракеты произошел уже в мае 1957-го года, спустя 4 месяца на орбиту Земли отправился первый в мире спутник.

Проект жилого микрорайона для работников Восточного


На «Восточном» ударная стройка не задалась с самого начала. Формально работы на объекте идут с ноября 2007 года, с того момента как президент России подписал указ о создании нового космодрома. На деле же процесс тормозили как только могли. Многие связывают это с позицией бывшего главы Роскосмоса А. Перминова, который практически открыто выступал против космодрома «Восточный». Расчет тут был в следующем. Россия и Казахстан согласовали сроки аренды «Байконура» до 2050 года. Ежегодно Россия перечисляет своему соседу – 115 млн. долларов (3,7 млрд. рублей), стоимость аренды является фиксированной на весь срок. Стоит признать, что договор этот для России был выгоден. Общая сумма выплат за оставшиеся 38 лет аренды составит 140 млрд. рублей, а это меньше, чем требуется на постройку нового космодрома. Сэкономленные средства вполне можно было использовать в различных целях, к примеру, для разработки новых ракетоносителей.

Выбор места для будущего космодрома

Однако взгляды Кремля с позицией Перминова разошлись. Наверху решили, что космическая независимость важнее экономии денежных средств. По планам, уже после 2030 года на российской территории будет осуществляться 90% всех наших запусков. После этого Казахстан, скорее всего, будет вынужден практически полностью законсервировать «Байконур», так как переоборудование его под запуск чужых ракет дорого и сложно. Скорее всего, в эксплуатации сохраниться только 1 стартовый комплекс – Байтрек, который предназначен для пуска новых ракет «Ангара». Расходы на его постройку составляют 1,6 млрд. долларов и их берет на себе Казахстан. Тут у стран обоюдная выгода. Россия будет продавать Казахстану ракеты, а он зарабатывать на коммерческих пусках.

Определившись с судьбой «Байконура», в России занялись поисками места для нового космодрома. Некоторое время специалисты склонялись к Находке. Выбрав одну из наиболее южных точек на территории России, которая даже на 3 градуса южнее «Байконура». Помимо этого Находка находится у моря, благодаря этому громоздкие космические аппараты можно было бы подвозить водным транспортом. Это дешевле, чем доставлять их с заводов при помощи авиации. Именно на транспортную экономию рассчитывал Пекин, когда заканчивал достраивать 4-й по счету космодром Вэньчан, расположенный на берегу моря.

Строительство космодрома Восточный


Однако выбор все-таки пал не на Приморский край, а на Амурскую область, хотя ряд экспертов и не считает его оптимальным. Точка старта переместилась на 9 градусов севернее относительно широты Находки, космодром расположен недалеко от границы с Китаем. Траектория выполнения полетов таков, что в случае аварии на взлете спасательный модуль, скорее всего, будет приземляться в море, где добраться до него сложнее. При этом многие объекты инфраструктуры, включая дороги и жилье, надо будет строить с нуля. На стоимости работ отразится и годовое колебание температур – от +35 до -40 градусов. Чего стоит только одна подготовка грунта, когда пробы приходится брать с глубины в 70 метров.

Космодром в Находке был бы хорош, за исключением того факта, что при выведении на орбиту ракеты могли бы залетать в воздушное пространство соседней Японии. Помимо этого, в случае возможных аварий, наш восточный сосед не применул бы раздуть международный скандал. В качестве третьего вариант рассматривался вариант строительства в районе Советской Гавани в Хабаровском крае, но и он не подошел, поскольку располагался еще ближе к Японии.

Источники информации:
http://ria.ru/science/20120414/625992986.html
http://argumenti.ru/economics/n357/203212
http://ru.wikipedia.org